Основная задача – развитие фонематического слуха и восприятия. Обучение включает в себя разделы:
· Создание мотива, стимула к предстоящей работе.
· Анализ звучащей речи. Так дети у детей слог звучит как одно слово. Трудности в определении количества и последовательности слов в предложении.
· Уточнение сохранных звуков и на их базе обучаем детей анализу звукобуквенному, звуковому, слоговому. Объектом анализа является звучащее слово. Основная цель – научить детей воспринимать слово как последовательность звуков.
· Коррекция дефектных звуков. Строится с учетом принципов:
а) Принцип соблюдения строгой последовательности в работе над звуками одной фонетической группы. Он говорит о том, что в первую очередь нужно корригировать простые по артикуляции звуки, постепенно переходить к более сложным.
б) Принцип отсрочки во времени прохождения звуков, близких по акустическим и артикуляционным признакам.
в) Принцип особого подбора речевого материала. Звук усваивается легче, успешнее, если в речевом материале мало звуков, близких к корригирующему.
г) Принцип опоры на сохранные предпосылки (на проговаривание, на оральный образ звука, на тактильно-вибрационное ощущение).
· Уточнение и расширение словаря. Работа строится на формировании лексики и обучении различным способам словообразования.
· Формирование грамматического строя речи.
· Развиваем орфографическую чувствительность. Учим видеть звуковые изменения, происходящие в слове.
2. Особенностями логопедической работы с детьми с ЗПР в школе являются максимальное включение анализаторов, актуализация ощущений разной модальности, а также использование максимальной и разнообразной наглядности.
Широко используются при постановке звука зрительное восприятие артикуляции, тактильное восприятие муляжа, кинестетические ощущения от движения кисти руки. В процессе работы обязательно используются схемы, муляжи, разрезная азбука, ТСО.
3. Коррекцию нарушений речи необходимо увязывать с общим моторным развитием и преимущественно тонкой ручной моторикой ребенка. Необходимо включать в занятие упражнения тонких движений рук, элементы логопедической ритмики.
4. Характерной для учебного процесса является частая повторяемость логопедических упражнений, но с включением элементов новизны по содержанию и по форме.
5. Учитывая быструю утомляемость, склонность к торможению детей с ЗПР, необходимо проводить частую смену видов деятельности, переключение с одной формы работы на другую.
6. При проведении логопедических занятий необходимо ясное понимание ребенком цели занятия. Они должны стоять конкретно, в доступной форме.
7. В связи с тем, что нарушения речи детей с ЗПР носят стойкий характер, логопедическая работа осуществляется в более медленном темпе и в более длительные сроки.
8. Несформированность контроля, слабость волевых процессов у детей с ЗПР обуславливает необходимость тесной связи работы логопеда, учителя и родителей. Необходимо так организовать педагогический процесс, чтобы не только на логопедических занятиях, но и в классе и во внеклассное время осуществлялись закрепление правильных речевых навыков, контроль и помощь педагогов и родителей в коррекции речевых расстройств.
10.Логопед должен проводить работу в тесной связи с медицинским персоналом, чтобы реализовать комплексный медико-педагогический подход к устранению речевых нарушений и проводить коррекцию речевой патологии на благоприятном фоне.
Прочие статьи:
Нарушение темпа и ритма речи
Среди различных речевых расстройств заикание можно рассматривать в ряду нарушений темпа и ритма речи.
Темп речи - это скорость протекания речи во времени, ее ускорение или замедление, обусловливающие степень артикуляционной напряженности и слуховой отчетливости. Темп относится к просодической сто ...
Деятельность учителя и учащихся в процессе обучения
Деятельность учителя в процессе обучения. Назначение педагогической деятельности состоит в управлении активной и сознательной познавательной деятельностью учащихся. Педагог ставит перед учащимся задачу, постепенно ее усложняет, и тем самым обеспечивая поступательное движение мысли ученика по пути ...
Виды, факторы, классификация школьной
недисциплинированности
По мнению отечественных педагогов, недисциплинированность – процесс нарушения связей в системе «личность – социум». Чем большую область взаимоотношений между индивидом и социумом захватывает процесс недисциплинированности, тем меньше уровень реальной дисциплинированности. Процесс взаимодействия ин ...