двусложные слова со стечением согласных на стыке слогов: лампа, мишка, марка, санки, полка, сумка, утка, окна, арбуз, ослик, карман, барбос и т.д.;
односложные слова со стечением согласных в начале слова: стол, стул, крот, грач, врач, шкаф и т.д.;
односложные слова со стечением согласных в конце слова: волк, тигр, полк и т.д.;
двусложные слова со стечением согласных в начале слова: трава, брови, крыша, крыса, слива, грачи, врачи и т.д.;
двусложные слова со стечением согласных в начале и в середине слова: клумба, крышка, крошка и т.д.;
трехсложные слова: паровоз, канава, ромашка, кастрюля и т.д.
Виды работ по закреплению функции фонематического анализа:
1. Составить слова различной звукослоговой структуры из букв разрезной азбуки: дом, мак, рот, муха, сани, лапы, банка, кошка, марка, крот, стол, волк, крыша, спина, крышка, спинка, канава, капуста и др.
2. Вставить в данные слова пропущенные буквы: руч…а, кры…а, с…ин…а, но…ни…ы.
3. Подобрать слова, где заданный звук был бы на первом, втором, третьем месте. Например, придумать слова, в которых звук к был бы на первом (кот), на втором (окно), на третьем месте (мак).
4. Выбрать из предложения слова с определенным количеством звуков или записать их.
5. Добавить 1, 2, 3, 4 звука к одному и тому же слогу так, чтобы получились разные слова. например, па- -пар, пары, парад, паруса; ко- -кот, козы, кошка, корова.
6. Подобрать слова с определенным количеством звуков, например с тремя звуками (дом, дым, рак, мак), с четырьмя звуками (роза, рама, лапа, косы), с пятью звуками (кошка, сахар, банка).
7. Выбрать предметные картинки, в названии которых определенное количество звуков.
8. По сюжетной картинке подобрать слова с определенным количеством звуков.
9. Подобрать слова на каждый звук, составляющий исходное слово. Слово записывается на доске.
10. Какие слова можно оставить из букв слова: ствол (стол, вол), крапива (ива, парк, пар, рак, Ира, икра, арка, Кира), картина (тина, кит, рана, нитка, карта, танк, Кира и др.)?
11. От записанного на доске слова образовать цепочку слов таким образом, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего: дом – мак – кот – топор – рот…
12. Игра в кубик. На гранях кубика различное число точек. Дети бросают кубик и придумывают слово, состоящее их количества звуков в соответствии с количеством точек на грани кубика.
13. Слово-загадка. На доске пишется первая буква слова, вместо остальных букв ставятся точки. Ученики отгадывают записанное слово. Например: к…. (крыша).
На начальных этапах работы по развитию фонематического анализа делается опора на проговаривание слова, в процессе которого уточняются характер звука, последовательность звуков в слове. Конечной же целью логопедической работы является сформированность действия фонематического анализа в умственном плане, по представлению, без опоры на проговаривание.
Дифференциация фонем.
Работа по дифференциации фонем проводится при устранении фонематической дислексии и акустической дисграфии (дисграфии на основе нарушений фонемного распознавания).
Нарушение дифференциации фонем проявляется в неусвоении букв, в заменах фонетически близких звуков при чтении и соответствующих букв на письме.
Прочие статьи:
Концептуальные положения системы Л.В. Занкова с точки зрения современной
педагогики
Система начального обучения Л.В. Занкова изначально ставила перед собой задачу «высокого общего развития учащихся». Под общим развитием Л.В. Занков понимал развитие всех сторон личности ребёнка: его познавательных процессов («ума»), волевых качеств, управляющих всей деятельностью человека («воли») ...
Самостоятельные работы по теме «Явление
тяготения. Сила тяжести»
Начальный уровень
1. Какая сила заставляет Землю и другие планеты двигаться вокруг Солнца? Выберите правильное утверждение.
А. Сила упругости.
Б. Сила инерции.
В. Сила тяготения.
2. Какая сила вызывает приливы и отливы в морях и океанах Земли? Выберите правильное утверждение.
А. Сила атмосфе ...
Методические пути осуществления межпредметных связей
Формирование познавательных умений и интересов учащихся под влиянием межпредметных связей
Развитие познавательных интересов зависит от овладения учащимися обобщенными умениями поисковой деятельности и умениями осуществлять межпредметные связи. В качестве внутреннего побудителя поисковой деятельно ...