Урок Мировой художественной культуры в 8 классе лицея №73.
1. 26 сентября 2006 год
Урок №4.
Тема: Станковая живопись.
Тип урока: урок изучения нового учебного материала.
Цели урока:
Образовательная – научить различать жанры станковой живописи.
Развивающая – развить взаимодействие – сотрудничество.
Воспитательная – воспитать интерес к живописи, эстетический вкус.
Методическое обеспечение урока: иллюстрации по пейзажу, портрету и натюрморту (работы Рокотова, Айвазовского, Поленова, Саврасова, западноевропейских художников).
Межпредметные связи:
а) внутрипредметные связи с предыдущими темами – тема: «Виды живописи».
б) связь с другими предметами: ИЗО – тема: «Рисунок», история – тема: «Петровские реформы».
Методы: материал преподнесен методом беседы с элементами рассказа.
2. Ход урока.
I. Организационный момент.
Здравствуйте! Садитесь. Сегодня на уроке мы вновь обратимся к теме «Станковая живопись».
II. Изучение новой темы.
Учитель: На прошлом уроке мы рассмотрели особенности станковой живописи. В чем они заключаются? Учитель предлагает репродукции станковой живописи. Дети на конкретных примерах указывают ее особенности, делятся выводами. Станковая живопись – это живопись, которая создается на станке и играет самостоятельную роль.
Учитель: В чем особенности произведений, выполненных в станковой живописи, которые вы видите перед собой. Учащиеся отмечают, что на одной репродукции изображен человек, на другой – фрукты и предметы, а на третьей – природа. Таким образом, тема сегодняшнего урока «Жанры станковой живописи». Станковая живопись включает в себя такие жанры как пейзаж, портрет и натюрморт.
Учитель: Все имеете представление о том, что собой представляют данные жанры, вы сталкивались на других предметах. Как мы понимаем эти жанры станковой живописи?
Ученики разбиваются на пары и внутри каждой пары охарактеризовывают предложенные репродукции и выявляют особенности жанров станковой живописи (пейзаж, портрет, натюрморт) согласно своим представлениям.
Выявленные характеристики все пары рассказывают классу. Далее между группами обсуждение полученных характеристик, выделение общих (схожих) характеристик. На основании получившихся характеристик дают собственное понимание пейзажа, портрета и натюрморта (определения могут даваться разные, личное понимание, но необходимо принять компромиссное решение).
Ученики дают свое определение пейзажа. Пейзаж – живопись, в которой изображается природа.
Учитель рассказывает историю этого жанра. Пейзаж – жанр станковой живописи, в котором главный предмет изображения природа. Изображения природы встречались еще в первобытном искусстве – это наскальные рисунки сцен войны, охоты и рыбной ловли. В древнегреческом искусстве элементы пейзажа неотделимы от изображения человека. В искусстве Западной Европы 13-15 вв. пейзажный фон начинает осмысляться как важная часть произведений изобразительного искусства. В искусстве Возрождения формируются предпосылки для появления самостоятельного жанра пейзажа, складывающегося сначала в графике и в небольших живописных композициях.
В 14-16 вв. в русском искусстве жанр пейзажа не получил развития, т. к. преобладала в искусстве иконопись. С 17 в. распространяется видовой пейзаж (точное перенесение отдельных мотивов на холст или бумагу). В 18 в. видовой пейзаж сыграл решающую роль в становлении пейзажного жанра в России (Петр I прорубил окно в Европу). В 19 в. происходит смешение жанров: взаимопроникновение пейзаж и тематическая картина, портрет и пейзаж. В 19 в. пейзажный жанр получает большое развитие. Яркими представителями были Айвазовский (Девятый вал), Поленов (Московский дворик), Саврасов (Грачи прилетели). Через пейзаж выражается духовное состояние и настроение художника.
Пейзаж делится на две среды: 1) пейзаж чистой природы (леса, поля, луга, небо, космос); 2) пейзаж второй природы (городской, архитектурный, парковый, индустриальный пейзажи).
Прочие статьи:
Особенности взаимодействия – сотрудничества «Учитель-Ученик»
педагогический взаимодействие образовательный урок
В реальном педагогическом процессе взаимодействуют не учитель и ученик, а живые люди, которых образование свело друг с другом. В обучении, которое рассматривается как обращение к духовному опыту Другого и своему собственному, учатся оба: и учител ...
Этапы развития личности
Процесс развития личности подчинен психологическим закономерностям, которые воспроизводятся относительно независимо от особенностей той группы, в которой он протекает: в начальных классах школы, и в новой компании, и в производственной бригаде, и в воинском подразделении, и в спортивной команде. О ...
Тверские храмы и монастыри XVIII века
Краеведческая работа начинается заранее и заканчивается на уроке. Однако если на начальном этапе учащиеся используют материал, который добыли сами, то в дальнейшем получают краеведческие знания в готовом виде.
Практика свидетельствует о том, что использование местного материала на уроках как сред ...