Для экспериментального исследования нами была выбрана методика исследования пространственных представлений дошкольников Семаго Н.Я., Семаго М.М., структурированная нами в 2 блока:
Описание методики:
Первый блок: Исследование пространственных представлений о взаимоотношении внешних объектов и тела.
а)Ребенку предлагается оценить, что находится у него на лице и каково взаиморасположение отдельных его частей (сначала по вертикальной оси, а затем в горизонтальной плоскости).
Инструкция: Закрой глаза и скажи, что у тебя находится над глазами, под/над носом, надо лбом, под зубами и т.п. А что у тебя находится сбоку от носа, сбоку от уха.
Всего 10 вопросов, за каждую правильно показанную часть тела начислялся 1 балл.
1-3 балла-низкий уровень, 4-6 баллов-средний, 7-10 баллов-высокий уровень понимания и практического использования пространственных представлений на уровне собственного тела.
б) Ребенку предлагается рассмотреть картинку (Приложение 3).
Инструкция: у нас есть бочонок и ящик. Покажи, где ящик под бочонком? (Всего 6 картинок).
1-2 балла-низкий уровень, 3-4 балла-средний, 5-6 баллов-высокий уровень понимания и пространственных представлений на уровне внешних предметов.
Второй блок. Употребление в речи словесного обозначения пространственных понятий.
Ребенку показывается коробочка с лежащим на ней карандашом/ручкой. Эти предметы называются.
Инструкция. Вот видишь, карандаш находится НА коробке. А как сказать (для детей 6–7 лет можно употребить слово «объяснить»), если мы расположим эти предметы вот так (карандаш помещается НАД коробкой)? А как сказать, если мы расположим эти предметы вот так (карандаш помещается ПОД коробкой)? А как сказать, если мы расположим эти предметы вот так (карандаш помещается между ребенком и коробкой)?А как сказать, если мы расположим эти предметы вот так (карандаш помещается справа или слева от коробки)? Точно так же анализируется и другое положение карандаша, когда он находится ЗА коробкой (по отношению к ребенку).
В этом случае самое главное — не использовать понятий, подсказывающих ребенку правильный ответ.
Ответ ребенка регистрируется в таблице знаками +(1 балл).
Оценивается правильное владение предлогами и понятиями на, над, под ( снизу), перед, за, справа от…, слева от…, между (8 заданий)
1-2 балла-низкий уровень, 3-5 балла-средний, 6-8 баллов-высокий уровень владения пространственными представлениями на уровне вербализации (употребления в речи).
Результаты экспериментального исследования.
Первый блок: Исследование пространственных представлений о взаимоотношении внешних объектов и тела.
а) По данному заданию нами были получены следующие результаты:
Высокий уровень-2 человека.
Средний уровень-7 человек.
Низкий уровень-1 человек.
По результатам исследования уровня понимания и практического использования пространственных представлений на уровне собственного тела, можно сказать, что дошкольники с ОНР по уровню усвоенности находятся в пределах возрастной нормы. Они знают название и расположение частей тела. При ответах на вопросы наблюдались задержки, «пробные» движения. Два человека показали высокий уровень. Однако 1 ребенок показал низкий уровень усвоенности пространственных представлений о своем теле, что говорит о необходимости коррекционной работы с данным ребенком в этом направлении.
Диаграмма 1. Результаты исследования уровня понимания и практического использования пространственных представлений на уровне собственного тела.
Прочие статьи:
Сущность моделирования в философской и психолого – педагогической
литературе
Проблема моделирования как способа научного познания широко разрабатывается не только в философии, но и получила признание практически во всех отраслях современной науки. В настоящее время термин "модель" широко используется в различных сферах человеческой деятельности и имеет множество ...
Методы морально-волевой подготовки детей к обучению в школе
Развитие и воспитание детей осуществляется с помощью определенных средств и методов.
Как бы хороши ни были методы, эффективный результат они дают лишь при определенных условиях:
любой метод (группа методов) должен быть гуманным, не унижающим ребенка, не нарушающим его прав. Это относится к детям ...
Должностные обязанности
Осуществляет профессиональное воспитание личности, содействует формированию и развитию профессионально значимых склонностей, способностей, интересов человека на всех этапах его профессионального самоопределения, в различных видах деятельности (познавательной, коммуникативной, игровой, учебной, тру ...