Педагогика сотрудничества
Педагогика сотрудничества является одним из наиболее всеобъемлющих педагогических обобщений 80-х гг., вызвавших к жизни многочисленные инновационные процессы в образовании. Название этой технологии было дано группой педагогов-новаторов, в обобщенном опыте которых соединились лучшие традиции русской школы (К. Д. Ушинский, Н. П. Пирогов, Л. Н. Толстой), школы советского периода (С. Т. Шацкий, В. А. Сухомлинский, А. С. Макаренко) и зарубежных педагогов (Ж. Ж. Руссо, Я. Корчак, К. Роджерс, Э. Берн) в области психолого-педагогической практики и науки.
Как целостная технология педагогика сотрудничества пока не воплощена в конкретной модели, не имеет нормативно-исполнительного инструментария; ее идеи вошли почти во все современные педагогические технологии, составили основу "Концепции среднего образования Российской федерации". Поэтому педагогику сотрудничества надо рассматривать как особого типа "проникающую" тех ое й ия, являющуюся воплощением нового педагогического мышления, источником прогрессивных идей и в той или иной мере входящей во многие современные педагогические технологии как их составная часть.
Педагогика сотрудничества имеет следующие классификационные характеристики:
по уровню применения - общепедагогическая технология;
по философской основе - гуманистическая;
по основному фактору развития - комплексная биосоцио- и психогенная;
по концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная поэтапная интериоризация;
по ориентации на личностные структуры - всесто ое й гармоничная;
по характеру содержания: обучающая + воспитательная, светская, гуманистическая, общеобразовательная, проникающая;
по типу управления: система малых групп;
по организационным формам: академическая + клубная, индивидуальная + групповая, дифференцированная;
по подходу к ребенку: гуманно-личностная, субъект-субъектная;
по преобладающему методу: проблемно-поисковая, творческая, диалогическая, игровая;
по категории обучаемых - массовая. Целевые ориентации педагогики сотрудничества;
переход от педагогики требовании к педагогике отношений;
гуманно-личностный подход к ребенку;
единство обучения и воспитания.
Педагогическая поддержка особенно необходима тогда, когда надо прийти на помощь ребёнку или подростку, незащищённому и ранимому, в критических ситуациях, когда его здоровье ослаблено и он нуждается в длительном лечении.
Существуют следующие группы педагогических приемов по работе с трудными детьми:
Созидательные – содействуют улучшению взаимоотношений между воспитателем и воспитанником, установлению душевного контакта: 1) проявление доброты, внимания, заботы; 2) просьба; 3) поощрение (одобрение, похвала, награда, доверие, удовлетворение определенных интересов и потребностей, выражение положительного отношения). Применяя поощрение, следует руководствоваться такими положениями:
- поощряется только тот положительный поступок, который является нерядовым для данного учащегося или в данных условиях;
- любое поощрение должно вызывать у трудновоспитуемого ребенка положительные эмоции;
- форма и цена поощрения должны компенсировать те трудности, которые преодолел ребенок, совершив данный положительный поступок, они должны быть значимы для данной личности, поэтому надо учитывать ее индивидуальные особенности;
- награда должна быть каждый раз, когда совершается нерядовой поступок;
- поощряя ребенка, следует указывать конкретный поступок, являющийся причиной награды;
- помните важнейшее положение: что бы ни случилось, не лишайте ребенка заслуженной похвалы и награды;
- никогда не отнимайте подаренного вами или кем бы то ни было; ребенок должен знать, что, несмотря ни на что, он хороший. И этого простого и главного утверждения родителей и учителей дети ждут от них каждый день;
Прочие статьи:
Социальные ценности
Понятие "социальный", как правило, тождественно понятию "общественный", понятие "социум" - понятию "общество". Чаще всего понятие "социальный" означает "относящийся к человеку как общественному существу".
Хотя мы не можем "социально ...
Процедура определения психологической готовности к школе
Проблема готовности к школе является "многогранной и требует комплексных психологических, физиологических и морфологических исследований различных сторон возрастного развития в их взаимосвязи и взаимообусловленности. В настоящее время существует достаточно много методов диагностик" школь ...
Закрепление культурно-гигиенических навыков у детей в детском саду
В детском саду происходит закрепление полученных в семье умений поддерживать личную гигиену. Об этом должен заботиться воспитатель, а кроме того, дети учатся друг у друга, на примере таких же детей, которые быстрее усвоили нужные навыки.
Необходимо создать условия, чтобы детям было удобно и прият ...