Сущность моделирования в философской и психолого – педагогической литературе

Новая педагогика » Формирование обобщённого умения решать задачи на основе моделирования » Сущность моделирования в философской и психолого – педагогической литературе

Страница 1

Проблема моделирования как способа научного познания широко разрабатывается не только в философии, но и получила признание практически во всех отраслях современной науки. В настоящее время термин "модель" широко используется в различных сферах человеческой деятельности и имеет множество смысловых значений. Рассматривая понятие "модель" в той или иной области научного знания, можно отметить некоторую общность основополагающих идей. Одно из первых определений понятия "модель" принадлежит Г.Клаусу: " .под моделью понимается отображение фактов, вещей и отношений определенной области знания в виде простой, более наглядной материальной структуры этой области или другой области". В более поздних определениях акценты ставятся уже на моделировании "скрытых внутренних свойств" объекта (В.М.Глушков, Ю.А.Гастев и др.).

Выделяются типы моделей: физические, вещественно -математические и логико - математические.

Физические модели, как правило, имеют физическую, химическую или биологическую природу, сходную с природой изучаемого оригинала. Данные модели сохраняют геометрическое, физическое, динамическое и функциональное (т.е. относящееся к функционированию, поведению) подобие оригиналу и отличаются лишь размерами, скоростью течения исследуемых явлений, иногда материалом: аэродинамические испытания модели самолета, исследование злокачественных новообразований налабораторных животных и т.д.

Вещественно - математические модели имеют отличную от прототипов физическую, химическую или биологическую природу, но допускают одинаковое с оригиналом математическое описание: электромеханические, гидротепловые модели и т.д.

В логико - математических моделях физическая, химическая или биологическая природа оригинала и модели уже не играет никакой роли. Здесь важны только абстрактные, логические и математические свойства. При логико - математическом, то есть знаковом моделировании исчезает возможность экспериментирования (как это было возможно при физическом и вещественно - математическом моделировании), а новые знания об К.Е.Морозов под моделированием понимает " .построение (или выбор) и изучение объекта любой природы (называемого моделью), который способен замещать исследуемый объект и изучение которого дает новую информацию об этом объекте". В наиболее общем виде можно сказать, что научное моделирование — это метод исследования различных объектов на их моделях - аналогах определенного фрагмента природной или социальной реальности.

В литературе принципиальной особенностью метода моделирования, отличающей его от других методов научного познания, можно считать опосредствованное изучение объекта, проводимое с помощью исследования другого объекта, аналогичного первому. При этом аналогия рассматривается как существенная связь между этими объектами, основанная на сходстве ключевых признаков отношений между ними. Сходство между объектами по случайным признакам не может считаться аналогией.

Смысл моделирования заключается в возможности получить информацию о явлениях, происходящих в оригинале, путем переноса на него определенных знаний, полученных при изучении соответствующей модели.

Этот метод основан на способности человеческого мышления к абстрактному сопоставлению свойств различных объектов, то есть к установлению аналогий.

В научном познании моделирование — это метод, при котором изучается не интересующий объект, а заместитель, находящийся с объектом в отношениях соответствия: изоморфизма, гомоморфизма (изоморфизм - взаимно-однозначное соответствие структур заместителя и оригинала, гомоморфизм - обобщение изоморфизма, в котором отсутствует взаимно — однозначное соответствие), и дающий при его исследовании новую информацию о моделируемом объекте. Это - действия с моделями, позволяющие исследовать отдельные, необходимые для нас стороны или свойства объекта. Моделирование служит не только для поисков физического смысла явлений и закономерностей, но и играет роль своего рода мостика, соединяющего исследователя с объектом познания, т.е. между исследователем и объектом познания стоит модель.

Страницы: 1 2 3


Прочие статьи:

Классификация методов и средств обучения
Если мы внимательно посмотрим на множество воскресных школ и других православных учебных заведений, возникших в последнее время, то в большинстве случаев без труда заметим некое единообразие структуры. Похожи программы, похожи учебные планы, да и сам методический подход к преподаванию как бы имеет ...

Решение задач эстетического воспитания и требования к развитию культуры личности к концу пребывания в дошкольном учреждении
Решение задач эстетического воспитания средствами природы требует целенаправленной деятельности педагога: наблюдение за объектами и явлениями природы, отражение полученных впечатлений в разных видах художественной деятельности: в рисовании, лепке, аппликации. Природа - это среда обитания человека ...

Закономерности гуманизации образования
Опираясь на выводы многочисленных психолого-педагогических исследований, можно сформулировать закономерности гуманизации образования. Образование как процесс становления психических свойств и функций обусловлен взаимодействием растущего человека со взрослыми и социальной средой. Психологические я ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru