Игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку. Большинство игр связано с двигательной деятельностью, проявляющейся в форме творческого соревнования в постоянно меняющихся условиях, ограниченных установленными правилами (или без правил). Особое место в жизни человека занимают подвижные и спортивные игры. Спортивные игры для незрячих получили в последнее время широкую популярность у нас в стране и за рубежом. Одно то, что такая спортивная игра, как голбол, включена в программу Параолимпийских игр, доказывает, насколько популярна эта игра в мире среди незрячих. Разнообразие игр для всех возрастов зрячих и возможность их про ведения в разных условиях (спортзал, комната, площадка, двор, поле, лес и т.д.) не могут быть адекватно использованы в практике работы специальных учреждений, и поэтому требуется специальная организация их со слепыми и слабовидящими. Важное значение при этом приобретает умение руководить игрой и формировать развитие каждого индивида в ней. Педагог должен обладать оптимальным выбором диагностических средств, прогнозировать возможное развитие детской группы и каждого отдельного ребенка, уметь выделять все существенные для педагогического воздействия условия, средства, методы, конкретно определять свои функции, коллектива детей и отдельного ребенка для достижения воспитательно-образовательных задач, устанавливать возможные каналы обратной связи.
Слепота и слабовидение сужают двигательные возможности детей, создают значительные трудности при организации игровой деятельности. Слепые дети играют в те же игры, что и зрячие, только эти игры должны быть адаптированы к особенностям слепого ребенка. Специальных игр для слепых немного. Желание играть вместе с другими детьми возникает у слепых детей так же, как и у видящих сверстников, однако реализация этого желания затруднена в связи с отсутствием у них дистантного контроля за действиями товарищей. Поэтому коллективная игра часто заменяется игрой рядом с товарищем. Включение, сначала хотя бы и в словесном плане, в общую игру – для слепого ребенка огромный шаг вперед.
Работу по использованию игры в учебно-воспитательном процессе в специальных учреждениях для слепых и слабовидящих необходимо начать со специального анализа данных диспансеризации детей, возрастных, типологических особенностей, уровня их индивидуального и физического развития. Наблюдения педагогов за учащимися, анализ карт медицинского обследования помогут определить, в какие игры дети любят играть, какова их индивидуальная активность, и выявить причины отказа от участия в играх отдельных детей.
Установлено, что дети не желают играть из-за того, что в некоторых играх они слабо владеют движениями. Это характеризуется и слабым уровнем сформированности их двигательных навыков, что проявляется в подвижной и спортивной игре. Обычно это дети с низким уровнем физического развития и двигательной подготовленности, со слабо развитой ориентировкой в пространстве, необходимой в конкретной подвижной игре.
Кроме того, в организации подвижных игр и участия в них слепых и слабовидящих многое зависит от социального опыта, базовых умений, полученных в различные периоды воспитания. Решающим также является то, когда начато специальное обучение, то есть когда срабатывают принципы раннего обучения и коррекционной направленности.
Период пребывания слепых и слабовидящих детей в специальном учреждении становится наиболее благоприятным в их жизни, если они под воздействием комплекса средств физического и коррекционного воспитания достигают необходимого уровня развития, обеспечивающего им подготовку к жизни и труду. Одним из действенных средств этого воспитания и развития являются подвижные и спортивные игры. Они, так же как и другие средства, обеспечивают полноценное развитие. Слепой и слабовидящий любят играть в те же игры, что и зрячий, только в отличие от зрячего слепому необходимо создать специальные условия, где он, опираясь на сохранные анализаторы, мог бы научиться игровым действиям, а затем овладеть игрой. Подвижные и спортивные игры – это самостоятельная форма деятельности, подразумевающая состязание между двумя или более противоборствующими сторонами, ограниченная процедурами и правилами, с целью достижения победы одной из сторон. Отличительная черта некоторых подвижных игр – обязательное наличие атрибутов, которыми пользуются участники. Необходимо также выявить особенности развития движений в условиях игровой деятельности. Поэтому подобранные адекватные игры создают ситуации, риск в которых ограничен. Наряду с этим впервые приведены психотехнические игры, упражнения, задания. Их использование со старшего дошкольного возраста обеспечивает адекватную и эффективную психокоррекционную и психотерапевтическую помощь при патологии зрения.
Прочие статьи:
Принцип гуманизма в социальной педагогике
Деятельность социального педагога базируется на определенных принципах, вытекающих из закономерностей и особенностей ее организации. К числу этих принципов относятся:
1) принцип социально-исторической обусловленности. Исходя из данного принципа, источник развития личности следует искать в конкрет ...
Методы морально-волевой подготовки детей к обучению в школе
Развитие и воспитание детей осуществляется с помощью определенных средств и методов.
Как бы хороши ни были методы, эффективный результат они дают лишь при определенных условиях:
любой метод (группа методов) должен быть гуманным, не унижающим ребенка, не нарушающим его прав. Это относится к детям ...
Домашнее задание как форма
самостоятельной работы
Каждому человеку необходимо уметь самостоятельно приобретать знания, овладевать умениями, применять их в жизни. Выполнение домашнего задания и есть, по сути, индивидуальная самообразовательная работа. Очень важно, чтобы каждый ученик имел такую практику учебного труда, когда он сам должен преодоле ...