Одним из наиболее успешных способов развития творческого воображения является сочинение сказок.
В основном дети были заинтересованы в сочинении сказок. Но не сразу удалось пробудить в них это желание. По началу им просто предложили самим самостоятельно сочинить любую сказку и тем самым устроить конкурс творцов. А так как слабоумным никто из них не хотел показаться, они просто-напросто эти сказки пересказали от известных нам писателей, утверждая в собственном сочинении. Тогда мы решили пойти другим путем.
Кратко опишем общую стратегию работы со сказками. Эта стратегия реализуется в рамках нескольких этапов.
Первый – информационный – этап включает краткое знакомство с психологической трактовкой сказочного содержания, набором функций волшебных сказок (по В.Я.Проппу) и основными персонажами, встречающимися в сказках.
Второй – интерпретационный – подразумевает психологический анализ известных сказок.
Третий – сочинительский. Осуществляется первая попытка сконструировать сказку, опираясь на отдельные функции сказок. При этом в группе продолжает отрабатываться умение проводить психологический анализ сказок.
Четвертый – этап драматизации. Сказки разыгрываются и видоизменяются. Осуществляется поиск ресурсов для решения проблем.
Первый этап – информационный. На первом же занятии мы предложили учащимся записать те ассоциации, которые возникли у них в связи со словом «сказка». Это были определения этого понятия, названия конкретных сказок – в общем все, что приходило в голову.
Каждый из учащихся зачитывал свои записи. Обычно определения сказки встречались нечасто, но зато были яркими и неожиданными. Чаще предъявлялся ассоциативный ряд примерно такого плана: «детство», теплота», «бабушка», «радость», «вымысел», «страшно». Во время обсуждения задавался вопрос о том, кому чьи ассоциации показались наиболее интересными и (или) близкими к собственным.
Затем мы предложили выяснить, как же трактуется сказка в науке. Вот несколько определений, взятых из разных источников:
1. «Вымышленный рассказ, небывалая и даже несбыточная повесть, сказание».
2. Повествовательное, обычно народно-поэтическое, произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил» .
3. «Повествовательное произведение устного народного творчества о вымышленных событиях, иногда с участием волшебных фантастических сил» .
4. Произведение, в котором главной чертой является «установка на раскрытие жизненной правды с помощью возвышающего или снижающего реальность условно-поэтического вымысла» .
5. «Краткая поучительная, чаще оптимистическая история, включающая правду и вымысел».
Итак, далеко не полный перечень определенной сказки позволяет увидеть и разнообразие подходов, и почти полностью совпадающие взгляды. Обращает на себя внимании стремление авторов толковых словарей указывать на фольклорное происхождение сказки, но не фиксировать в определении такой вид сказки, как авторская.
Для разбора мы взяли одну из известных сказок «Колобок» («Теремок», «Курочка Ряба»). Возможны разные варианты работы с этой сказкой. В одном случае учитель сам прочитывает сказку (именно прочитывает – важно, чтобы учащиеся восприняли точный текст сказки). В другом - можно попросить детей прочесть сказку по кругу, при этом каждый из них читает небольшой кусочек, а затем передает книжку своему соседу. Мы выбрали второй вариант.
После прочтения сказки учащиеся разбиваются на двойки (или тройки, в зависимости от величины класса) и получают задание извлечь из нее се смыслы, которые только удастся. Чему учит эта сказка? После обсуждения в микрогруппах все найденные смыслы представлялись остальным ребятам. Каждое утверждение фиксировалось нами (мной) на доске. Явно совпадающие с уже зафиксированными смыслы, предлагаемые учащимися, повторно не записывались. Разумеется, в зависимости от состава группы результаты такой работы могут быть очень разными. В качестве иллюстраций можно привести перечень высказываний к сказке «Колобок», полученный в процессе работы.
1. Если хочешь чего-то добиться – не медли. Действуй решительно.
2. Хитростью можно многого добиться.
3. Родители не должны оставлять детей без присмотра.
4. От судьбы не уйдешь (знай свое предназначение: в данном случае – быть съеденным).
5. Не рекламируй себя, лучше прикинься несъедобным.
6. Не хами первым встречным – это попросту опасно.
Разумеется, среди извлеченных смыслов сказки (а думается, это далеко не все) есть вроде бы противоречащие друг другу. Но так и должно быть, поскольку содержание народных сказок многослойно и насыщено символикой.
На последующих занятиях первого этапа учащиеся знакомятся с важнейшими принципами мифологии народных сказок, выделенным В.Я. Проппом:
1. Постоянными действующими элементами волшебных сказок служат функции действующих лиц, независимо от того, кем, как и когда они выполняются.
2. Число функций, присущих действующим лицам волшебной сказки, ограничено. При этом в отдельно взятой сказке они не обязательно могут присутствовать все, но в содержании сказки обязательно вычленяются хотя бы некоторые из них.
Прочие статьи:
Феноменология экологической культуры в современной научной
литературе
В философии культура определяется как специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей и природы, между собой и к сами ...
Должностные обязанности
Осуществляет профессиональное воспитание личности, содействует формированию и развитию профессионально значимых склонностей, способностей, интересов человека на всех этапах его профессионального самоопределения, в различных видах деятельности (познавательной, коммуникативной, игровой, учебной, тру ...
Понятие морально-волевой подготовки детей к обучению в школе
Современная начальная школа предъявляет высокие требования к уровню готовности детей к школьному обучению. Детский сад, являясь первой ступенью в системе образования, выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно дошкольник будет подготовлен к шко ...