Задержка психического развития (ЗПР) - это психолого-педагогическое определение для наиболее встречающейся патологии в психофизическом развитии детей старшего дошкольного возраста. (Г.В. Фадина ).
Задержка психического развития характеризуется неравномерным формированием процессов познавательной деятельности, обусловленное недоразвитием речи и мышления, а также присутствием расстройств в эмоционально-волевой сфере. Таким образом, задержка психического развития проявляется как в эмоционально-волевой незрелости, так и в интеллектуальной недостаточности.
Возникновение задержек развития связано с действием как разнообразных неблагоприятных факторов социальной среды, так и с различными наследственными влияниями.
Основные группы причин, которые могут обусловливать задержку психического развития ребенка:
1) Органические причины, задерживающие нормальное функционирование центральной нервной системы;
2) Дефицит общения детей со сверстниками и взрослыми;
3) Частично сформированная ведущая деятельность возраста.
К причинам органического характера относятся, прежде всего, различные нейроинфекции - энцефалиты, менингиты, менингоэнцефалиты, а также осложнения при различных инфекционных и вирусных заболеваниях, травмы головного мозга. Поражение нервной системы чаще возникает у недоношенных детей и в случаях внутриутробной гипоксии и асфиксии при родах.
Причины возникновения ЗПР многообразны, следовательно, и сама группа детей с задержкой психического развития крайне неоднородна.
У одних из них на первый план выступает замедленность становления эмоционального развития и произвольной регуляции поведения, нарушения же в интеллектуальной сфере выражены не резко. При других формах задержки психического развития преобладает недоразвитие различных сторон познавательной деятельности.
Г.Е. Сухарева, исходя из этиопатогенетического принципа, выделила следующие формы нарушения интеллектуальной деятельности у детей с задержанным темпом развития:
1) Интеллектуальные нарушения в связи с неблагоприятными условиями социальной среды.
2) Интеллектуальные нарушения при длительных психосоматических расстройствах.
3) Нарушения при различных формах инфантилизма.
4) Вторичная интеллектуальная недостаточность в связи с сенсорными нарушениями.
М.С. Певзнер в группе детей с ЗПР описывает разные варианты психофизического инфантилизма, интеллектуального нарушения при цереброастенических состояниях.
Т.А. Власова и М.С. Певзнер выделили среди детей с ЗПР две наиболее многочисленные группы:
1) Дети с нарушенным темпом физического и умственного развития.
Причины: медленный темп созревания коры головного мозга.
Дети данной группы уступают сверстникам в физическом развитии, отличаются инфантилизмом в интеллектуальном, эмоциональном и личностном развитии.
2) Дети с функциональными расстройствами психической деятельности.
Причины: минимальное органическое повреждение головного мозга.
Для детей данной группы характерны слабость нервных процессов, нарушения внимания, быстрая утомляемость и сниженная работоспособность.
К.С. Лебединская предложила медицинскую классификацию детей с ЗПР. Ею были выделены четыре основных варианта ЗПР:
1. Конституционального происхождения. Причины: нарушения обмена веществ, специфика генотипа. Симптомы: задержка физического развития, становления статодинамических психомоторных функций; интеллектуальные нарушения, эмоционально-личностная незрелость, проявляющаяся в аффектах, нарушениях поведения.
2. Соматогенного происхождения. Причины: длительные соматические заболевания, инфекции, аллергии. Симптомы: задержка психомоторного и речевого развития; интеллектуальные нарушения; невропатические расстройства, выражающиеся в замкнутости, робости, застенчивости, заниженной самооценки, несформированности детской компетентности; эмоциональная незрелость.
Прочие статьи:
Методы и приемы обучения аппликации в старшей
группе
Основная задача обучения аппликации детей шестого года жизни - овладение разнообразными приемами вырезывания. На занятиях дошкольники изображают предметы, имеющие различные очертания, симметричные и несимметричные формы в статичном положении или с передачей несложного движения.
Опираясь на предст ...
Методы нравственного воспитания
Как известно, средство становится эффективным в сочетании с адекватными методами и приемами воспитания.
В педагогике существует несколько подходов к классификации методов воспитания (Ю. К. Бабанский, Б. Т. Лихачев, И. П. Подласый - в общей и школьной педагогике; В. Г. Нечаева, В. И. Логинова - ...
Характеристика этапов речевого развития в онтогенезе
Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни. Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза пар ...