А.С. Макаренко положил в основу своей педагогики требования и ожидания, свой идеал воспитанника, но при этом его система не была такой, что надрывает душу и тело тех, кто носил звания колониста или коммунара. Более того, он ставил во главе, как высочайшую меру, не только требование, но и уважение к человеку. А.С. Макаренко возвеличил личность и коллектив.
Практическое программирование целей в современной педагогике, равноценно как и научный уровень изучения проблемы целей воспитания, А.С.Макаренко оценивал низко. В этой критике просматривается конструктивная позиция самого А.С. Макаренко относительно того, что на формирование социального характера может быть направлена школа. Он считал, что "надо иметь перво-наперво мужество, чтобы открыто признать: мы не знаем, кого мы воспитываем".
Формулируя цели воспитания, А.С.Макаренко ориентировался на гуманистический образ человека в мировой культуре. В этом плане на Антона Семеновича оказал большое влияние М.Горький. Сам А.С.Макаренко пишет об этом так: "Я не мог найти никаких "научных выходов". Я вынужден был непосредственно обратиться к своему общему воображению о человеке, а для меня это означало обратиться к Горькому".
Горьковский человек всегда в обществе. Его герои неохотно страдают и для нас, педагогов, это чрезвычайно важно. В этом случае ведущим является горьковский оптимизм. Ведь он оптимист не только в том понимании, который видит впереди счастливое человечество, но еще и потому, что каждый человек у него хороший. Хороший не в моральном и не в социальном понимании, а в понимании красоты и силы.
Видеть хорошее в человеке всегда тяжело. Хорошее видеть почти не возможно, оно слишком прикрыто мелкой повседневной борьбой, оно теряется в текущих конфликтах. Хорошее в человеке приходится всегда проектировать, и педагог это должен делать. Он должен подходить к человеку с оптимистичной гипотезой, пусть даже и с некоторым риском ошибиться. И вот этому умению проектировать в человеке лучшее, более сильное, интересное, и ему надо учиться у Горького .
А.С.Макаренко дал образец личностных качеств. С одной стороны несомненный массовый героизм и несомненная жертвенность. С другой – нетерпимость, подозрительность к людям, беспощадность в требованиях.
Теория и практика А.С.Макаренко учат нас конкретно – историческому подходу к постановке целей воспитания. Речь идет не просто, и не вообще о целях воспитаниях, а про цели, которые отображают специфику того или другого этапа развития общества.
Прочие статьи:
Этапы становления системы развивающего обучения Л.В. Занкова
Леонид Владимирович Занков родился 23 апреля 1901 года в Варшаве, в семье русского офицера. В 1916 г. он окончил гимназию в Москве. В первые послереволюционные годы недавний гимназист начал учительствовать в сельской школе поселка Турдей Тульской области.
В 1919 г. Л.В. Занков переходит на работу ...
Организация и содержание обучающего эксперимента
Исходя из данных, полученных на первом этапе исследования: изучения причин заикания, результатов констатирующего эксперимента, рекомендаций научно-методической литературы и существующих методик по исправлению заикания и коррекции просодической стороны речи, были определены содержание и организация ...
Виды дисграфии
Классификация дисграфии осуществляется на основе различных критериев: с учетом нарушенных анализаторов, психических функций, несформированности операций письма.
О.А. Токарева выделяет 3 вида дисграфии: акустическую, оптическую, моторную.
При акустической дисграфии отмечается недифференцированнос ...