Формирование у дошкольников ценностного отношения к здоровому образу жизни в процессе физического воспитания

Новая педагогика » Воспитание сознательного отношения к здоровому образу жизни у старших дошкольников » Формирование у дошкольников ценностного отношения к здоровому образу жизни в процессе физического воспитания

Страница 1

Физическое воспитание в системе всестороннего развития личности по значению должно занимать первое место в педагогике, так как физическое воспитание является основой для развития личности вообще.

Прежде всего физическое развитие человека создает предпосылки для полноценной умственной работы. Известно, что интеллектуальный труд требует большого напряжения физических сил. Болезненность же человека, отсутствие физической закалки значительно снижают эффективность умственной деятельности.

Физически здоровый человек может лучше проявлять себя в производительном труде, преодолевать большие нагрузки, меньше утомляться.

Физическое развитие включает в себя те качественные изменения, которые происходят в укреплении и совершенствовании физических сил человека и его здоровья под воздействием благоприятной природной среды и специально организованного воспитания. В этом смысле оно выступает лишь как один из результатов физического воспитания. Само же физическое воспитание охватывает более широкую область педагогического влияния на детей. Наряду с физическим развитием оно призвано возбуждать у них потребность и интерес к занятиям физической культурой и спортом, способствовать глубокому осмыслению психофизиологических основ физического развития и укреплению здоровья, а также умственному, нравственному и эстетическому формированию. В этом смысле физическое воспитание выступает как многогранный процесс организации активной физкультурно-оздоровительной деятельности детей, направленной на укрепление потребности в занятиях физической культурой и спортом, осмысление их психофизиологических основ, развитие физических сил и здоровья, а также выработку санитарно-гигиенических навыков и привычек и здорового образа жизни .

Уяснение сущности физического воспитания позволяет более конкретно представить его внутреннюю структуру и содержание. С этой точки зрения важное значение в содержании физического воспитания имеет формирование у дошкольников потребности в занятиях физкультурой и спортом и укреплении своих физических сил и здоровья. Потребность в данном случае мыслится не только как внутренний побудительный стимул, но и как определенная привычка личности заниматься различными физическими упражнениями с целью совершенствования своих физических сил и общей работоспособности, а также укрепления вол.

Существенным компонентом содержания физического воспитания является обогащение дошкольников системой знаний о сущности и значении физкультуры и спорта и их влиянии на всестороннее развитие личности. Такие знания расширяют умственный и нравственный кругозор дошкольников, повышают их общую культуру.

В аспекте физической культуры ЗОЖ выражает ориентированность деятельности человека на укрепление личного и общественного здоровья. В рассматриваемом аспекте ЗОЖ объединяет следующие компоненты деятельности:

режим труда и отдыха;

организация сна и режима питания;

целенаправленное применение различных форм физической культуры в качестве отдыха;

культуру межличностного общения;

воспитание гигиенических навыков и навыков охраны здоровья;

навыки использования естественных природных факторов в укреплении здоровья;

борьба с вредными привычками;

деятельность по пропаганде и внедрению ЗОЖ.

Среди видов физкультурной активности, используемых в ЗОЖ, выделяют :

спорт любительский и профессиональный;

физическая культура, направленная на совершенствование физических кондиций, улучшение телосложения;

реабилитационная физическая культура;

физическая культура познавательно-кондиционного направления;

физическая культура рекреативного назначения;

физическая культура танцевально-ритмического направления.

Структурно процесс воспитания ценностного отношения дошкольников к здоровью и ЗОЖ на занятиях по физической культуре можно представить следующим образом:

1. Создание проблемы (например, письмо-просьба) с участием знакомого детям персонажа (доктор Айболит, Карлсон)

2. Формирование знаний о ценности здоровья и способах его укрепления.

3. Освоение, закрепление и совершенствование практических действий по организации здорового образа жизни.

Одним из важнейших составляющих ЗОЖ является обеспечение оптимального двигательного режима дошкольников, который позволяет удовлетворить физиологическую потребность в движении, способствует развитию основных двигательных качеств. Движения являются одним из основных средств сохранения и укрепления здоровья, всестороннего физического развития. Они важны для развития всех систем организма: нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной, костно-мышечной. Но их и не должно быть излишне много во избежание перегрузки детского организма.

Двигательный режим является обязательной составляющей общего распорядка дня и включает в себя: физкультурные занятия, физические упражнения, физминутки и паузы, гимнастику и психогимнастику, подвижные и спортивные игры, спортивные досуги, самостоятельную двигательную активность ребенка.

Страницы: 1 2


Прочие статьи:

Политическая система и политический режим
Понятие политической системы. Значение системного подхода в изучении политики. Структура и функции политической системы общества. Политическая власть, политическая система и политический режим. Понятие политического режима. Типология политических режимов. Понятие тоталитаризма. Предпосылки тоталит ...

Характеристика средств профессионально-педагогического общения
Педагогическое общение – система ограниченного социально-психологического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержанием которого является обмен информацией, оказание воспитательного воздействия, организация взаимоотношений с помощью коммутативных средств. Педагог является инициатором этого пр ...

Анализ литературы по проблеме развития представления о цвете
Исходя из поставленной проблематики, рассмотрение вопроса формирования представления о цвете как выразительном средстве у будущих дизайнеров должно опираться на методологические исследования в данной области. Необходимость формирования представления о цвете как выразительном средстве у студентов, ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru