Анализ педагогических идей А.С.Макаренко в контексте педагогической технологии

Новая педагогика » Педагогическая технология А.С. Макаренко » Анализ педагогических идей А.С.Макаренко в контексте педагогической технологии

Страница 2

Отвечая, А.С. Макаренко убеждал, что, собственно, принципиальной разницы нет. Если берем, например, штамп металла, мы имеем цель, средства и технологический процесс. Почему невозможен технологический процесс относительно человека? Он считал, что пока мы не придем к необходимому уважению своей технологической науки, мы не сможем хорошо воспитывать детей. "Я в своей книге веду речь о том, что некоторые детали человеческой личности можно штамповать на штампах. На меня педагоги ужасно кричат за это место – как можно человека штамповать? Я же не предлагаю взять живого человека и засунуть его под пресс.

Возьмем, например, привычку к чистоте, к точности. Это буквально штампуется в коллективе. Не нужно никакого индивидуального подхода к этому вопросу. Вы создаете общие условия, создаете ежедневный опыт. Они со дня на день умываются, чистят зубы, моют ноги, и, если они выходят из коммуны, они уже не могут не умываться ежедневно. Какая особая хитрость для этого нужна? Никакой, это легкая задача, и это действительно можно сравнить со штампом. Но, как и в штамповочном деле, требуется тонкая работа и самих штампов, так и здесь .". В этом случае нельзя не согласиться с А.С. Макаренко, так как речь идет об обычных нормах поведения, а привычки – это частичные автоматизированные действия. На основе использования педагогического метода, они не только создают возможность выполнения того или другого действия, а и обеспечивают сам факт ее осуществления. Привычка является важной опорой воспитательного процесса. "Воспитание, которое целиком оценило важность привычек и сооружает на них свое здание, сооружает его крепко. Лишь привычка открывает воспитателю возможность вносить те или иные принципы в сам характер воспитания, в его нервную систему, в его природу", – считал выдающийся педагог К.Д. Ушинский.

Понятно, что речь идет о педагогической технике как составной технологического процесса, понятия значительно более широкого, которое Макаренко также рассматривал в русле педагогической системы. К раскрытию сущности общей системы воспитания А.С. Макаренко подходил, отталкиваясь от анализа ошибок в педагогическом деле: "Все ошибки, все уклоны в нашей педагогической работе возникали всегда в области логики целесообразности".

Моделируя разные педагогические влияния, Макаренко пользовался и понятийным аппаратом, который ассоциируется с сущностью технологического процесса: техника, программирование, операция, детали, автоматизированные действия, механизмы, цели, перспективы, штамповать, комплекс, синтез и т.п Бесспорно, этот процесс реализуется прежде всего в проектировании модели личности. Именно эта идея и принадлежит педагогу А.С. Макаренко. Технологические аспекты он предусматривал и во время организации учебного процесса.

А.С. Макаренко вообще считал, что к педагогическому делу следует подходить как к производству, а воспитателя рассматривать как "рабочего, которому вверяется серьезная деловая функция, точная, пусть и трудная, но все же посильная задача, которая не требует от него гипертрофии сердца или другого какого-нибудь не менее важного органа, не лишает его быть человеком, иметь свою личную жизнь и спокойную старость".

Конечно, фундаментом для системы воспитания А.С. Макаренко была народная основа, род, народность пронизывает все его теоретическое и практическое наследство, а семья, в частности многодетная, постоянной основой технологии организационного строения его коллектива. Технологический подход дал возможность А.С. Макаренко, отталкиваясь от основ народной педагогики, выйти на уровень научный. Педагогическая технология Макаренко – новизна его системы воспитания. Среди основных черт педагогики Макаренко, прежде всего, следует отметить: диалектическое разделение методики обучения и методики воспитания; единство воспитания и обучения детей. В педагогике конец ХІХ – нач. ХХ в.в. часто исходили из того, что сначала ребенка надо выучить, а уже потом его можно воспитывать. А.С. Макаренко выдвигает идею изучения детей в процессе их воспитания, единство воспитания и жизни детей. В педагогике приоритетным был и остается сегодня тезис о подготовке молодежи к жизни. Из него вытекала соответствующая технология воспитания. А.С. Макаренко считал, что воспитать по-настоящему человека можно не готовя его к будущей жизни, а организовывая его, наполняя социально значащими делами.

Страницы: 1 2 3 4


Прочие статьи:

Речь воспитателя и педагогические требования к ней. Пути совершенствования речи педагога
Речь педагога является условием и средством формирования речи его воспитанников. Поэтому в пределах детского сада к речи воспитателя предъявляются дополнительные требования, отличающие ее от разговорно-бытовой, которой он пользуется в личном обиходе. Речь педагога должна быть эталоном для детей. ...

Соотношение понятий: метод, прием, средство, форма
Методы – это способы взаимосвязанной деятельности социального педагога и ребенка, которые способствуют накоплению позитивного социального опыта, содействующего социализации или реабилитации ребенка. Следует отметить, что поскольку социальная педагогика – молодая отрасль педагогической науки и соци ...

Последующее развитие устного метода и превращение его в планомерную систему
В опубликованных работах Гейнике содержится весьма мало сведений о методических и дидактических приемах работы по формированию словесной речи. В них имеются лишь отрывочные ссылки на практическую работу и нет завершенной картины описания его метода. От детально разработанного учебного процесса сох ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru