В учреждениях Макаренко рядом с общеобразовательной школой, техникумом и рабфаком функционировали заводы электрооборудования и фотоаппаратов (ФЕД) – единые заводы такого плана в бывшем Советском Союзе; полнейший отказ от мысли, что для хорошей школы нужны прежде всего хорошие методы в стенах класса. Для красивой школы нужна научно- организованная система всех влияний; полноценный коллектив как необходимое условие наиболее полного развития способностей и свободы личности; продуманная система мероприятий, ориентированных на формирование сознательной дисциплины; появление новых разделов теоретической педагогики, таких как педагогическая техника, педагогическая технология, педагогическая логика, теория перспектив, стиль и тон воспитания; параллельное педагогическое действие; педагогика коллективного воспитания.
Отталкиваясь от современных толкований технологии как интегрированного механизма, который упорядочивает педагогическую систему, ведущие основы макаренковской системы мы обобщили, согласно классификации С.Г.Карпенчук, таким образом: система целей, методологически-теоретическая – научная подсистема, методически-техническая (педагогическая техника) – система способов и средств, организационно-регулятивная, что корригирует систему условий и реализованных сил, самореализационная – система результативности. Проанализируем эти подсистемы:
Система целей: вся педагогическая система А.С. Макаренко построена на основе программирования целей: цель воспитания – программа человеческой личности (программа стандарт и индивидуальный корректив к ней); цели воспитания отвечают общей структуре личности: общие, частичные, индивидуальные. Генератором идей у Макаренко был педагогический центр, который обеспечивал демократический подход к реализации целей.
Методологически-теоретическая – научная подсистема. "Педагогика – наука диалектическая, которая абсолютно не допускает догм", – считал А.С. Макаренко .
Диалектическое методологическое направление преобладает в теоретических положениях А.С. Макаренко. Конечно, ведя речь про "синтетическую педагогику", педагог имел в виду ее связь с другими науками, которые изучают природу человека и процесс его воспитания, то есть он обращался и к антропологическому подходу, опирался на достижения классики, но связь педагогики с другими науками он толкует своеобразно, не аналогично общим взглядам официальной педагогики. Его интерпретация, конечно, вызовет противоречивые суждения и у представителей современной педагогики, над чем следует задуматься: воспринимать это толкование лишь как сугубо индивидуальную мысль педагога, которую не следует распространять на процесс развития педагогической науки, как такую, которую все же таки опередило время.
Методически-техническая или система способов и средств воспитания. Понятие "техническая" в данной подструктурной единице предусматривает понятие "педагогическая техника" как характерное качество сноровки педагога, которое вырабатывается в процессе его практической деятельности и обеспечивается соответствующими методическими способами и средствами, логика соотношения которых с целями воспитания заключается по Макаренко в "принципах и традициях" общества.
Организационно-регулятивная – система условий и реализационных сил. Она объединяет, прежде всего, основные регулятивные силы в педагогической технологии А.С.Макаренко, крепко связывает их самореализацией, организовывает условия, которые обеспечивают систему результативности. Коллектив, педагогический центр, совет коллектива, разновозрастные объединения (отряды), объединения клубного характера, спортивного и т.п., которые одновременно отображают и формы организации деятельности воспитательного учреждения. "Главная беда школы, – считал А.С.Макаренко, – "дисгармония между бушующими, сильными, горячими натурами детей в 12-14 лет и скукою детского коллектива" .
Ручательством конечного результата воспитанности школьника является, как правило, определенный уровень сформированности у него социального опыта и системы механизмов саморегуляции и самореализации, способности осуществлять самовлияние, самокоррекцию, самоактуализироваться, то есть воспитывать самого себя. И эту способность, как считал А.С. Макаренко, мы призваны воспитывать, воспитывать способность действовать "правильно для себя, для правды, для своей обязанности перед самим собою – и будущего хозяина", способного "с наибольшим эффектом принимать участия в строительстве государства счастливого человека", и он старался воспитать такого человека. Весь опыт А.С. Макаренко и главное условие его педагогического успеха – создание школы типа "школы-хозяйства" (в коммуне им. Ф.Э.Дзержинского). Воспитание, считал А.С. Макаренко, может стать не просто трудовым, но и "хозяйственным", "социально-экономическим". "Необходимо воспитать во всех новое генеральное качество личности – хозяйственную позицию по отношению к окружающему миру". "Жизнь педагогического учреждения, его воспитательную организацию нужно направлять по линии экономического прогресса коммуны с учетом центрального воспитательного фактора – экономического прогресса всей страны". Бесспорно, перспектива, направленная на настоящее, перспектива, которая никогда не теряет и не утратит своей актуальности, так как имеет довольно глубокие социальные корни.
Прочие статьи:
Особенности математического мышления младших школьников
Изучение мышления школьников приобрело в последнее время особую остроту. Но наибольшее внимание практиков и теоретиков обучения обращено к проблеме развития логического мышления. Вопросы умственных (вообще интеллектуальных) возможностей детей школьного возраста никогда ранее не разрабатывались так ...
Методика обучения счету и основам математики детей дошкольного возраста через игровую деятельность
В современных школах программы довольно насыщены, существуют экспериментальные классы. Кроме того, все стремительнее входят в наши дома новые технологии: во многих семьях для обучения и развлечения детей приобретают компьютеры. Требование знаний основ информатики предъявляет нам сама жизнь. Все эт ...
Групповая работа на уроке как часть дифференцированного подхода
Групповая работа на уроке является частью целого раздела организации учебной деятельности - дифференцированного подхода в обучении, форма организации учебной деятельности школьников с учетом их возрастных интересов, склонностей и проявляющихся способностей.
Дифференцированный подход занимает пром ...