Варианты дидактических игр на закрепление, повторение и обобщение исторического материала

Новая педагогика » Игра на уроках истории как активная форма обучения » Варианты дидактических игр на закрепление, повторение и обобщение исторического материала

Страница 3

Игра позволяет в увлекательной форме запомнить сложные для усвоения термины, названия, имена и т. д.

Вассал - сеньор

Эту игру можно использовать при изучения курса «Средние века» (тема «Феодальная лестница»). Она проводится после того, как учитель уже объяснил понятия «вассал» и «сеньор», и при помощи нарисованной на доске схемы феодальной лестницы рассказал о субординации между такими представителями феодального общества как король, герцог и граф, барон, рыцарь. Используя нарисованную на доске схему, ученики должны назвать, кто является вассалом по отношению к тому феодалу, кого назовет учитель. Например, учитель говорит «граф», дети хором должны ответить, кто по отношению к графу будет вассалом. Они отвечают: «барон». Учитель говорит: «король», дети – «герцог, граф». Учитель – «барон», дети – «рыцарь» и.т.д. После этого игра немного изменяется: учитель называет вассала, а дети должны ответить, кто по отношению к нему является сеньором.

Затем учитель стирает с доски схему-подсказку. Начинается та же игра, но только дети должны сами по памяти воспроизвести изученный материал. Это второй тур. После него, как обычно, материал уже прочно усвоен.

Игра закрепляет усвоение иерархической структуры феодального общества Европы, разряжает обстановку, выполняя роль физпаузы (так как не несет серьезной интеллектуальной нагрузки), усиливает положительный фон на уроке: каждый участвует в игре. (Подобная по форме игра, только с измененным конкретным содержанием, может быть организована при изучении любых других социальных структур, основанных на иерархии. Только при этом учитель будет спрашивать учащихся, какое сословие (каста, разряд и пр.) является вышестоящих (или нижестоящих) по отношению к названому).

Историческая азбука

Задается буква, допустим «П». Ребятам по одному, парами или по 4 человека (2 парты объединяются) предлагается написать список, состоящий из слов, начинающихся с этой буквы и тесно связанных с историческим периодом, о котором шла речь на уроке. Дается время, допустим, 7 минут. Ребята выполняют задание. Затем результаты сравниваются. Побеждает команда, составившая самый длинный список, слова которого строго соответствуют заданию. Лучшие списки зачитываются вслух. Другие группы дополняют свои записи теми словами, о которых они забыли.

Игра развивает гибкость мышления, оперативность памяти, обобщает знания учащихся.

Отгадай героя

Один из участников игры (водящий) уходит за дверь. Все остальные « загадывают» какое-либо историческое лицо. Вызывается водящий, он должен отгадать, кто задуман. Ему разрешается задавать вопросы всем участникам игры. Но ответы на них могут быть только такими: « да», « нет», « отчасти». Чтобы игра происходила более организованно, можно поставить такие условия, чтобы между ответом и новым вопросом могло пройти не более 30 секунд, а также ограничить количество вопросов до 10 (то есть кто за 10 вопросов не отгадал героя, уступает место другому участнику, при этом нужно объявить, какой герой был задуман и « загадать» нового). Задача класса дружно (хором) отвечать на поставленные вопросы, как это было оговорено. Эту игру удобно проводить после « аукциона имен», когда на доске в наличии большой список имен, который дает возможность большего разнообразия и меньшей стереотипизации при выборе героя – как для отгадывающего, так и для тех, кто загадывает. Если водящий спрашивает о каком-нибудь имени (запрещенный вопрос), например: « Это Петр I?», то, если он не прав, он уже не может дальше задавать вопросов. Водящим становится следующий участник.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Прочие статьи:

Формы общения детей со взрослыми
Развитие ребенка во много зависит от общения со взрослыми, которое влияет не только на психическое, но и, на ранних этапах, на физическое развитие ребенка. Роль взрослого в развитии деятельности ребенка характеризуется в первом полугодии как “совокупная”, а во втором – как «совместно-разделенная» ...

Из истории обращения к фольклору
Фольклор всегда чутко отзывается на запросы людей, будучи отражением коллективного разума, накопленного опыта жизни. И в нем задолго до возникновения педагогики как академической науки была уже выработана народная педагогика- система воспитания человека от его рождения до перехода в иной мир. Ест ...

Технология рейтинговой оценки в начальной школе
Согласно Письму Министерство образования РФ от 25 сентября 2000 г. № 2021/11-13 "Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы" в первом классе четырехлетней начальной школы исключается система бального (отметочного) оценивания. При этом отмечается, что "недо ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru