Общество – это мы и наши дети. Его политическое, экономическое, социальное и культурное переустройство, протекавшее столь болезненно в последние десятилетия XX века прежде всего затрагивает судьбы детей, которым обустраивать Российское государство в новом столетии. Это необратимо приводит к мысли о необходимости внесения перемен в современное образование.
Процесс реформирования образования характеризуется, прежде всего, поворотом к личностному воспитанию человека, которое можно понимать как обращение к тем сторонам жизни и деятельности человека, которые не только полезны, но и приятны для личности, и использование их в процессе воспитания и обучения. К такой полезной и одновременно приятной деятельности можно отнести игры. Ведь игра – это такая форма организации учебно-воспитательного процесса, в которой человек незаметно и, что самое важное, с удовольствием воспринимает окружающую действительность и существующие в ней нормы морали, нравственности, становится личностью в психологическом, умственном, моральном, эстетическом и физическом смысле.
Игра, как эффективное средство всестороннего развития личности ребенка, широко используется в дошкольных учреждениях, но пока не заняла еще подобающего места в школе. Здесь дают о себе знать пережитки ошибочного взгляда на игру, как на забаву маленьких детей. Педагоги должны быть вооружены теоретическими знаниями и практическими умениями для организации игровой деятельности школьников, для использования ее в целях воспитания и всестороннего развития школьников.
Основной вид деятельности школьников – учение. Учение – это серьезный труд, но это не исключает введение, в него игровых элементов, в частности в виде использования дидактических игр.
Главная особенность дидактических игр в том, что в них учебные задачи выступают перед ребенком замаскировано. Играя, не ставит учебной задачи, но в результате игры он чему-то учится.
Педагоги и психологи давно обратили внимание на огромное значение игры для всестороннего развития детей. По их мнению, оно зависит от того, что в самой глубине генезиса игры, в самых ее истоках имеются эмоциональные требования. А эмоции, как известно, заставляют энергично работать и органы движения, и внимания, и воображения, и другие психологические функции. Захватывая всю личность ребенка, мобилизуя физические и психические силы организма, игра тем самым упражняет и развивает их.
В игре ребенок с большим интересом и охотой выполняет то, что вне ее ему кажется очень трудным. Игра, как деятельность ребенка, развивается по своим законам, но она, несомненно, сильно вторгается в область дидактики. В зависимости от того, насколько изучены закономерности игровой деятельности, удается в большей или меньшей мере использовать ее для педагогических целей. Перед современной школой стоит конкретная задача – научиться педагогически управлять детской игрой, учитывая ее воспитательные потенциалы и психологические особенности развития ребенка в игре.
Каждый учитель хочет, чтобы его уроки были интересными, увлекательными и запоминающимися. Молодым учителям часто кажется, что достаточно хорошо знать предмет, уметь интересно рассказывать. Однако преподавание в школе очень скоро развенчает такое представление. Особенно в сегодняшней школе, которая, конечно же, не остается в стороне от перемен, происходящих в нашей стране, - другие школьники, другие программы, другая история.
Дидактическая игра является одной из уникальных форм, позволяющих сделать интересной и увлекательной не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению материала, которые осуществляются в рамках воспроизводящего и преобразующего уровней познавательной деятельности – усвоение фактов, дат, имен и др. Занимательность условного мира игры делает положительно окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению и усвоению исторической информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка.
Актуальность игры в настоящее время повышается и из-за перенасыщенности современного школьника информацией. Во всем мире, и в России в частности, постоянно расширяется предметно-информационная среда. Телевидение, видео, радио, компьютерные сети за последнее время значительно увеличили поток получаемой детьми информации и ее разнообразие. Но все эти источники предоставляют, в основном, материал для пассивного восприятия. Важной задачей становится развитие умении самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Развить подобные умения поможет дидактическая игра, которая служит своеобразной практикой для использования знаний, полученных на уроке и во внеурочное время.
Игра способна решить еще одну проблему. Сегодняшнюю школу критикуют за перенасыщенность вербальных, рациональных методов и средств обучения, за то, что не принимается во внимание природная эмоциональность детей. Игра по своей природе синтетична, она органично объединяет эмоциональный и рациональный виды познавательной деятельности.
Игра – это естественная для ребенка форма обучения. Она часть его жизненного опыта. Передавая знания посредством игры, педагог учитывает не только будущие интересы школьника, но удовлетворяет сегодняшние. Учитель использующий игру, организует учебную деятельность, исходя из естественных потребностей ребенка, а не исключительно из своих (взрослых ) соображений удобства, порядка и целесообразности. В процессе игры у ребенка осуществляется жизненный баланс между ним и взрослым человеком. В повседневной жизни взрослый почти всегда в качестве субъекта: воспитывающего, обучающего, ведущего. Ребенок, соответственно, объект: воспитуемый, обучаемый, ведомый. Это становится стереотипом отношений, который маленький человек не в силах изменить. В силу сложившихся стереотипных взаимоотношений со взрослым, ребенок, являющийся объектом и субъектом одновременно, не всегда может проявить свою субъективную сущность. В игре же он решает эту проблему, создавая собственную реальность, творя свой мир. Однако, несмотря на огромный запас теоретического материала, о игре как «двигателе» развития познавательных функций человека, до сих пор все попытки реформировать школу предусматривали лишь формы организации времени пребывания ребенка в учебном процессе и практически не предусматривали, например, использование игровой деятельности детей; игра как бы оставалась занятием преимущественно дошкольного возраста.
Игра позволяет увлечь, сделать интересным, а, самое главное, более эффективным, сам процесс обучения. Именно в этом и заключается интерес к игре, как методу педагогического обучения.
Чем искуснее составлена дидактическая игра, тем наиболее умело скрыта дидактическая цель. Оперировать вложенными в игру знаниями школьник учится непреднамеренно, непроизвольно, играя. Лучшие дидактические игры составлены по принципу самообучения, то есть так, что они сами направляют ученика на овладение знаниями и умениями.
Дидактические игры основаны на соревновании в знаниях. Выигрывает тот, кто владеет наибольшей информацией. Познавательная активность стимулируется конкурсностью и соревновательным характером игры.
У каждого учителя, воспитателя должен быть запас отобранных апробированных дидактических игр для использования на уроках и во внеурочной деятельности.
Чрезвычайно важны программы дидактических игр на уроках истории. Опытные учителя утверждают, что игры вызывают у школьников живой интерес к предмету, позволяют развить индивидуальные особенности каждого ученика, воспитывают познавательную активность.
На данный момент существует мало дидактических игр по истории. Многие из описанных в литературе игр неизвестны большинству учителей, а те, что известны, на практике оказываются неинтересными для учащихся или слишком сложными в исполнении. Чтобы рассмотреть дидактическую игру на уроке истории, необходимо понять, что же такое игра дидактическая.
Цель данной работы - показать игру как средство активизации учащихся на уроках истории.
Задачи работы:
1) изложить теоретические подходы к игровой деятельности в обучении;
2) отразить разнообразные возможности дидактических игр;
3) обобщить опыт методики ее организации в обучении истории;
4) применение дидактических игр на уроках истории.
Прочие статьи:
Связь педагогики с другими гуманитарными науками
Педагогика является самостоятельной наукой. Отделившись в свое время от философии, она не утратила тесной связи с другими гуманитарными науками:
1) философией;
2) психологией;
3) школьной гигиеной;
4) социологией;
5) фольклористикой и этнографией.
Философия выполняет важную методологическую ...
Организация учебного проекта с использованием информационных и
коммуникационных технологий в 3 классе
После того, как мы выявили уровень умений учащихся в области владения компьютером, нами было разработано содержание работы над учебным проектом с использованием информационных и коммуникационных технологий.
Цель формирующего эксперимента: апробировать систему уроков по работе над учебным проектом ...
Педагогический анализ урока
Для осуществления общественно-административного контроля за учебным процессом учитель может дать открытый для анализа и оценки урок. В отличие от самоанализа, внешний анализ урока определяется следующими целями, например:
- определение уровня сформированности общеучебных и предметных знаний, умен ...