Принцип сознательности и активности на уроках физической культуры в школе

Новая педагогика » Реализация принципа сознательности и активности на уроках физической культуры в школе » Принцип сознательности и активности на уроках физической культуры в школе

Страница 1

Первенство в распространении принципа сознательности на обучение физическим упражнениям принадлежит П.Ф. Лесгафту. Он считал, что « .школа должна развить в ребёнке не только силы, но главным образом уменье управлять ими, уменье целесообразно применять их к деятельности». Поэтому « прежде всего, необходимо научить ребёнка сознательно производить различные существующие в нашем организме движения… Метод обучения должен быть аналогичен тому, который употребляется при правильном умственном развитии детей».

Активность и сознательность учащихся тесно связаны между собой. Характер активности ученика является ведущим показателем меры сознательного отношения его к учебному предмету. Через сознательность к активности – такова взаимосвязь этих двух принципов. Сознательность без активности зачастую приводит к пассивной созерцательности, а активность без сознательности – к нецелесообразным действиям. Поставленные учителем задачи можно решить только через осознанную активность учащихся».

Принцип сознательности и активности учения направлен на формирование у школьников устойчивой потребности в освоении ценностей физической культуры, в стимулировании его стремления к самопознанию и самосовершенствованию, познавательной активности. В связи с этим одним из важнейших требований данного принципа является определение адекватных целей и текущих педагогических задач, а также разъяснение их сущности занимающимися. Учитель руководит сознательным усвоением учащимися учебного материала и формирует активное отношение к учению. Для успеха физического воспитания важна сознательная деятельность учащихся в процессе решения каждой задачи, поставленной учителем . Поэтому учитель должен стимулировать вдумчивый анализ, самоконтроль и самокорректировку при выполнении физических упражнений, всемерно содействовать развитию самостоятельности, инициативности, творческих начал в поведении учащихся (инициативность и самостоятельность лишь тогда приобретают смысл, когда они сопряжены с целеустремлённостью, а она во многом зависит от твёрдой убеждённости в значимости того, на что направлена, причём значимости, признаваемой не только лично, но и общепризнанной).

Принцип сознательности и активности личности в обучении и воспитании должен вести к единству сознания и поведения.

Необходимой предпосылкой сознательного отношения к деятельности является соответствующая ее мотивация. Мотивы, побуждающие заниматься физическими упражнениями, разнообразны. Вместе с осмыслением сущности физкультурной деятельности развивается и устойчивый интерес к ней: ни развлекательный характер, ни другие факторы, не вытекающие из сущности физического воспитания, не могут служить полноценным стимулом, мобилизующим на систематические занятия физическими упражнениями. Реализация принципа сознательности и активности состоит, поэтому, прежде всего в том, чтобы обеспечить глубокое понимание цели проводимых занятий, раскрыть перспективную линию совершенствования, сделав ее внутренним устремлением каждого занимающегося.

Активность обусловлена заинтересованностью. Проблема пробуждения и развития интереса решается в определенной мере путем подбора увлекательного материала для занятий и соответствующей организацией их. Принцип активности означает целеустремленное участие занимающихся в учебном процессе. Принцип сознательности означает, что занимающийся ясно понимает необходимость разучивания упражнений и сознательно относиться к их овладению.Очень важно, чтобы занимающиеся обладали высоким уровнем мотивации, например, желанием укрепить здоровье, внести коррекцию в телосложение, достичь высоких спортивных результатов, определяющим их потребности и интересы в учебно-тренировочном процессе, тогда эффективность занятий физической культурой будет высокой. Важно, чтобы был сформулирован четкий личный мотив занятий физическими упражнениями и развился устойчивый интерес к ним.

Страницы: 1 2


Прочие статьи:

Реабилитация личности несовершеннолетних правонарушителей
В России на протяжении последних 10-15 лет отмечается тенденция социальной и нравственной деградации молодого поколения — рост в ее среде преступности, наркозависимости, алкоголизма и т.д. Чтобы ее преодолеть, важно определить первопричину асоциальных проявлений среди молодежи, создать перспективн ...

Организация занятий по курсу цветоведение
План теоретического занятия №4 Тема: Цвет и гармоничные сочетания цветов. Цель: познакомить учащихся с понятием гармония, ее закономерностями. Задачи: Образовательные - дать понятие гармония, цветовая гармония; Определить признаки гармонии, познакомиться с классификацией гармонии; научиться п ...

Межпредметные связи как педагогическая проблема
Сущность межпредметных связей В педагогической литературе имеется очень много определений категории «межпредметные связи», существуют самые различные подходы к их педагогической оценке и различные классификации. Одним из более полных определений является следующее, данное Г.Ф.Фёдорцом: «Межпредм ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru