Человек имеет дар речи и языковую способность. Он овладевает речью уже в раннем детстве и на протяжении всей жизни совершенствует ее: учится владеть голосом, дыханием, обогащает словарь, мгновенно выбирает точное и меткое слово, свободно строит предложения и текст, приобретает навыки чтения и письма.
Речь ребенка издавна привлекала внимание исследователей: первые его слова, предложения и словосочетания. Однако ребенок овладевает словарным составом языка не сразу. Поэтому в выпускной квалификационной работе мы попытались проследить особенности лексикона детей раннего дошкольного возраста до 2-х лет. Дневниковые записи за речью дочери Полины Майоровой с 1 года 3 месяцев до 1 года 10 месяцев послужили основой для выбора именно этой темы.
Первыми обратили внимание на речь ребенка писатели, которые писали о детях и для детей. В своих произведениях они прибегли к имитации детской речи. Такие писатели, как Н.А. Некрасов «Крестьянские дети», Л.Н. Толстой «Филиппок», К.Д. Ушинский в рассказах, написанных для «Родного слова» и многие другие. В своих произведениях они дали образцы художественного исследования становления психики ребенка, его мышления, характера, темперамента, становления личности.
Такой подход к исследованию дает только общую картину развития, но не выделяет языковых характеристик. Первые лингвистические описания речи ребенка появились в Германии в 1787 году. В середине прошлого века детская речь изучается на английском языке Ч. Дарвином и М. Хемфри, на итальянском - А. Гобрини, в 1889 году.
В России первые печатные труды по лингвистике детской речи появились в 80-е годы XIX века.
В начале ХХ века речь детей дошкольного возраста изучали представители экспериментальной психологии и педагогики А.Р. Каптерев, В.П.Вахтеров и др.
В.П. Вахтеров первый в России предпринял попытку дать на основе собственных многолетних наблюдений целостную картину развития речи ребенка.
Крупнейший вклад в изучение детской речи сделал известный лингвист А.Н. Гвоздев, в течение многих лет изучавший онтогенез детской речи (своего сына) от 1 года жизни до 9 лет. Важнейшие его труды собраны в издании-книге «Вопросы изучения детской речи».
Психологическое направление изучения детской речи связано с именами Л.С. Выготского, П.Л. Блонского, И.И. Жинкина, Р.А. Созина, А.М. Леушиной.
В 70-80-е годы ХХ века заметный вклад в изучение детской речи внесли психолингвисты А.М. Шахнарович и С.Н. Цейтлин.
А.М. Шахнарович исследовал семантические отношения и неосознанные генерализации языковых средств в речи детей дошкольного возраста. Он пишет: «Компоненты языка усваиваются ребенком постепенно в ходе речевого общения (языковой практики) на основе предметных (орудийных) действий и предметной деятельности» .
Стратегию усвоения ребенком грамматических категорий исследуют Н.И. Лепская и С.Н. Цейтлин.
С.Н. Цейтлин считает, что «овладеть языком - это значит усвоить не только элементы языковых границ, но также правила их употребления».
В своем пособии «Язык и ребенок: Лингвистика детской речи» С.Н. Цейтлин рассматривает не только звуковую сторону речи, но и формирование словаря детей.
Также активный и пассивный словарь ребенка исследовали Р.И. Водейко, Г.М. Лямина, М.К. Маллицкая, Г.А. Розенгорд-Пупко, Ф.И. Фрадкина, М.Б. Елисеева и др. Они отмечают, что активный словарь значительно меньше, чем пассивный словарь ребенка, именно в раннем дошкольном возрасте. Иными словами, дети раньше начинают понимать речь, чем приобретают способность передавать информацию вербально.
Все сказанное выше определило актуальность, цели и задачи нашей работы.
Цели работы:
1.Изучить особенности лексикона детей раннего дошкольного возраста;
2. Проанализировать особенности лексикона у разных детей (на основе дневниковых записей и личного длительного наблюдения);
Задачи:
1. Проанализировать научную литературу.
2. Выявить связь речевого развития ребенка с его психическим развитием.
3. Определить оптимальные формы и методы воздействия на развитие речи ребенка в семье.
Объект исследования - лексикон детей младшего дошкольного возраста (до 2-х лет).
Предмет исследования - условия развития лексикона детей раннего дошкольного возраста (до 2-х лет) в семье.
Практическая значимость работы - состоит в том, что знание особенностей лексикона детей раннего дошкольного возраста поможет воспитателям и родителям наиболее эффективно организовать работу по развитию речи.
Предложенные методические рекомендации нацелены на помощь молодым родителям и воспитателям в пополнении и развитии лексикона детей.
Сбор материала позволяет пополнить ситуативную картотеку по вопросам изучения детской речи, помогает проследить активный и пассивный словарь детей.
Гипотеза. Мы предполагали, что развитие детского лексикона идет постепенно и имеет четко выраженную зависимость от когнитивного (умственного) развития ребенка. Значение слов, которые появляются в речи ребенка, постепенно расширяется, т.е. ребенок переносит знания об одном предмете на более широкий круг денотатов (предметная отнесенность), и постепенно у ребенка формируется понятие сигнификат (понятийная соотнесенность). Кроме того, мы считаем, что пассивный лексикон будет значительно превышать по объему активный лексикон на данном возрастном этапе.
Новизна работы состоит в полученных результатах в ходе экспериментальных исследований.
Структура работы: выпускная работа состоит из 4 глав. Первая глава содержит лингвистические особенности словаря личности и его развитие, где рассматриваются такие понятия, как лексикон и его организация, слово, дословный период в речевом развитии ребенка и механизмы овладения значением слова, также рассматривается состав начального детского лексикона.
Во второй главе рассматриваются психические функции и формирование ориентации на слово.
Третья глава - практическая часть выпускной работы называется «Особенности лексикона детей раннего дошкольного возраста (до 2-х лет)». В констатирующем эксперименте выявляются основные лексические процессы в речи ребенка раннего дошкольного возраста: процесс омофонии, сверхгенерализации, «язык нянь» и усвоение терминов родства.
В четвертой главе даются практические советы родителям по формированию у детей начального детского лексикона.
После теоретических и практической глав делаются выводы и заключение в конце выпускной работы.
Дается полный список используемой литературы и в приложении - терминологический словарь и дневниковые записи речи Полины Майоровой.
Слова – это основные знаковые единицы слова. В то же время богатство словаря служит критерием общей культуры и речевого развития личности. Словарь личности накапливается в течение всей жизни человека, но начинать его обогащение нужно уже в раннем возрасте. Для этого необходимо рассмотреть лингвистические особенности словаря детей раннего дошкольного возраста и развитие их словаря.
Прочие статьи:
Современные педагогические технологии
Образование — сложная система, являющаяся подсистемой индивидуальной культуры личности. В философии образования само понятие «образование» рассматривается как некое достояние личности, выявляющееся в ее поведении. Оно заключено в психике субъекта, принадлежит его индивидуальной культуре, формирует ...
Рок как музыкальное направление. Историческая
справка
Английское слово "рок" (rock) впервые приобрело свой современный смысл в термине "рок-н-ролл", введенном в обиход с 1951 года для обозначения быстро набиравшего популярность "ритм-энд-блюза" комментатором музыкальных программ из Кливленда Аланом Фридом. В различных ко ...
Система образования в
эпоху античности
Первоначальное образование в Риме - умение читать, писать, считать было не редкостью среди самых простых граждан, араб – управитель сколько-нибудь значительного поместья непременно знал грамоту и счет. Лучшим средством образования всегда служит изучение языка.
Мальчиков и девочек начинали обучать ...