Существуют различные подходы к определению лексикона. Динамика подходов к определению лексикона индивида в значительной мере соотносится с общими тенденциями развития психолингвистики и других наук о человеке.
В психолингвистических работах 60-60-х годов ХХ века на развитие представлений о лексиконе основное влияние оказывали, с одной стороны, популярные в то время лингвистические концепции, а с другой – формировавшиеся под воздействием идей Ч. Осгуда и Дж. Риза стремление обнаружить внутреннюю (категориальную) структуру лексикона и выявить особенности ее становления у детей. Публикуются результаты экспериментальных исследований, в которых внимание акцентируется на том, что слова являются средством организации опыта, чтобы сделать его доступным для осмысления.
Исследователи такого рода в значительной мере подготовили то, что позже стало квалифицироваться как когнитивный подход к проблеме ментального лексикона.
1) Лексикон рассматривается Ч. Осгудом как один из важнейших механизмов когнитивной переработки информации, связанный с уровнем репрезентации и отвечающий за перекодирование в двух направлениях: от воспринимаемых единиц – перцептов (перцептивных и языковых знаков) к значениям и от инпянций к программе деятельности (языковой или иной). Уточняется, что лексикон – это, скорее, процесс, чем память хранения. То, что хранится в лексиконе, это очень большой набор связей между знаками (перцептами) и кодами семантических признаков.
Понятие признаков является важнейшим и для других связанных с лексиконом механизмов: оператора (процесса кратковременной памяти), буфера (механизма временного удержания информации) и памяти (механизма долговременного хранения семантической информации).
2) Определение лексикона как словаря значимых элементов языка, входящего в базовый компонент грамматически, или как компонента грамматически включающего всю фонологическую, морфологическую информацию, т.е. все, что говорящие знают об отдельных словах и морфемах, оказалось очень устойчивым и фигурирует во многих публикациях.
Необходимость пересмотра трактовки соотношения между грамматикой и лексиконом оказалось осознанной исследователями в разных областях науки.
Лингвисты обнаружили, что полноценный анализ и синтаксиса, и семантики требует наличия некоторой модели лексикона; антропологи не могут описывать ту или иную культуру без рассмотрения словаря, используемого носителями этой культуры; исследующие становление и использование языка психологи пришли к выводу, что организация лексикона составляет важнейшую часть рассматриваемого объекта.
Лингвистам, которые долгое время занимались синтаксисом и трактовали лексикон как «удобное место» для хранения исключений без синтаксических правил, пришлось в конце концов признать ведущую роль лексикона и подчиненную роль синтаксиса. Это обусловило разработку новых теоретических подходов к языку, акцентирующих внимание на лексиконе.
При широком использовании термина «лексикон» понимают как словарный состав языка. Психолингвисты связали это понятие с человеком. Поэтому принято следующее определение лексикона личности. «Лексикон – это набор единиц, представленных в индивидуальной языковой системе человека» .
Лексикон отражает системность знаний человека об окружающем его мире и о свойственных ему закономерностях и связях. Поскольку информационный доступ осуществляется через слово, то в основе организации единиц лексикона должны лежать и чисто языковые параметры, которые обеспечивают организацию и постоянную реорганизацию лексикона по мере накопления и переработки опыта.
Прочие статьи:
Программная разработка библиотеки процедур в среде Maple
– как фактор развития умений программирования
Из опыта работы некоторых школ стало известно, что в последние годы происходило постоянное сокращение учебных часов по предметам физико-математического цикла с одновременным расширением списка изучаемых вопросов. В связи с этим возникла необходимость в дополнительном и эффективном изучении таких б ...
Диагностика и развитие креативности в процессе учебной
деятельности у младших школьников
Выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет актуальную задачу современного образования. Для ее решения необходимы надежные и обоснованные методики психодиагностики креативности детей младшего школьного возраста. Отбор и использование диагностических методик (тестов) д ...
Достоинства и недостатки групповой работы на уроке
Групповая работа и работа в парах становится все более популярной в сфере обучения иностранному языку, так как имеет множество достоинств перед фронтальной работой.
Групповая работа не является идеальной формой организации учебной работы. Групповая работа несет в себе ряд недостатков. Среди них н ...