Каждое слово представляет определенное представление, образ или понятие. При нормальном развитии ребенка, отражающемся в языке, усвоенное им слово соответствует заранее им приобретенному представлению.
При занятиях с маленькими детьми для расширения их лексикона есть два пути: опыт и наблюдение. Наглядным образом знакомится ребенок с самим предметом и его свойствами и попутно запоминает слова, именующие как предмет, так и его качества и особенности. Последовательность усвоения такова: знакомство с предметом, образование представления, отражение представления в слове.
Заботясь о расширении запаса слов детей, надо стремиться к тому, чтобы расширить этот запас за счет слова-представления, а не слова-звука.
Е.И. Тихеева отмечает, что «вернейшим путем к тому, чтобы те или другие слова или выражения были восприняты ребенком, является частое и надлежащее употребление их родителями в своей собственной речи и еще больше – живые образцы литературной, художественной речи, в которой они встречаются.
Е.И. Тихеева предлагает родителям «замечать новые слова и выражения, которые появляются в речи детей впервые, стараться возвращаться к ним, употреблять их самим родителям и приводить детей к их употреблению. Таким образом содействовать тому, чтобы слово мало-помалу переходило из пассивного запаса в активный».
На втором году жизни уделяется особое внимание развитию речи, т.к. это время является важнейшим этапом в развитии речи ребенка. Следует систематически и интенсивно воздействовать на речевое развитие детей, используя для этой цели различные моменты, самостоятельную игру, занятия, направленные на развитие действий с предметами, двигательной активности и др. При этом речь родителей должна быть:
1) четкой в произношении;
2) грамматически правильной;
3) выразительной по интонации;
4) речь должна быть негромкой и небыстрой;
5) речь должна быть эмоционально насыщенной.
Мы предполагаем на первом году жизни в период развития подготовительных этапов речи использовать произведения устного народного творчества. Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком вначале эмоциональный контакт, а затем и эмоциональное общение. Знакомство начинается с малых форм народного поэтического творчества: пестушек, потешек, прибауток, считалок, приговорок, небыличных песен.
Потешки.
1. «Ладушки-ладушки».
- Ладушки-ладушки!
- Где были?
- У бабушки!
- Что ели?
- Кашку!
- Что пили?
- Бражку!
2. «Баю-бай».
Баю-бай, баю-бай!
Ты, собачка, не лай! (строго)
Белолапка, не скули,
Мою Таню не буди.
Темна ноченька – не спится,
Моя Танечка боится (ласково).
Ты, собачка, не лай (строго),
Мою Таню не пугай!
«Сорока-белобока».
Сорока-белобока (повествовательно)
Кашу варила,
Деток кормила.
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала:
«Ты воды не носил! (возмущенно)
Дров не пубил!
Каши не вари!
Тебе нет ничего!»
Песенки.
Чики-чики-кички!
Березовые лычки!
Летели две птички
Собой невелички.
Как они летели,
Все люди глядели!
Как они садились,
Все люди дивились!
2. Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду! (весело)
Сидит ворон на дубу (радостно)
Он играет во трубу!
Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду!
3. Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду (огорченно)
Потерял пастух дуду.
А я дудочку нашла (радостно)
На-на, милый пастушок,
Ты спеши-ка на лужок!
Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду!
Когда у ребенка появятся звуки, напоминающие а, о, и, следует подобрать потешки, в которых выделяемый звук, например, о, слышится особенно четко, имеется много похожих словосочетаний:
Петушо-о-к-петушо-о-о-к,
Золото-о-ой гребешо-о-о-к,
Ты подай голосо-о-о-к,
Через те-е-емный лесо-о-о-к.
Прочие статьи:
Профессии, которые предпочитают школьники
В 2005 году в Москве было проведено компьютерное тестирование школьников в целях диагностики их профессиональных намерений. В опросе участвовали учащиеся восьмых и девятых классов, а также выпускники средней школы. Выбор профессии и профессиональная адаптация молодого человека определяются его соц ...
Система христианского воспитания по Августину Блаженному
христианство воспитание образование педагогический
Один из крупнейших мыслителей поздней античности, творчество которого отражает формирование присущих средневековью педагогических принципов и зарождение средневековой образовательной системы.
Творческое наследие Августина огромно: полное издание ...
Цели и задачи воспитания мальчиков-подростков
Подростковый возраст по своей природе представляет собой группу повышенного риска (трудности переходного возраста, неопределенность социального положения, перестройка механизма социального контроля).
Физическая культура и спорт, как известно, важнейшие составляющие профилактики противоправного по ...