Принципы логопедической работы. Направления и содержание логопедической работы

Страница 1

При разработке методических рекомендаций к проведению логопедической работы с детьми, имеющими ЗПР, мы учли последовательность формирования словообразования существительных, а также видов деятельности детей в онтогенезе, опирались на зоны актуального и ближайшего развития детей (по Л.С. Выготскому), и на ведущую деятельность детей данного возраста (то есть – игру). В связи с чем, за основу, были положены следующие принципы:

- Онтогенетический принцип.

- Принцип развития.

- Принцип деятельностного подхода.

- Принцип системного подхода.

- Принцип связи речи с другими сторонами психического развития детей.

Исходя из полученных результатов исследования формирования словообразования существительных, нами были разработаны методические рекомендации, направленные на исправление данного вида нарушения у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Формирование словообразование является важным звеном языковой системы, связующим лексику с грамматикой, и в этой системе выделяются определенные этапы, в которых выделяются свои цели, задачи, методы работы.

При разработке рекомендаций, учитывались рекомендации Логиновой Е.А. , по мнению которой, логопедическая работа должна состоять из 2-х этапов: подготовительного и основного.

Подготовительный этап.

Цели:

уточнение данных, полученных в процессе логопедического обследования;

определение педагогической стратегии основного этапа;

создание предпосылок его эффективности.

На этом этапе решаются следующие задачи:

Задача №1 - формирование положительной установки ребенка на участие в коррекционных занятиях и привлечение его к совместной деятельности, которая приняла бы произвольный характер, т. е. у ребенка появилось желание и готовность ее осуществлять. Решается эта задача, прежде всего, путем установления взаимоотношений между взрослым и ребенком на принципах доброжелательности, взаимопомощи и сотрудничества, отсутствия принуждения. Ребенку должна предоставляться возможность выбора какой-либо из предложенных логопедом видов деятельности, оказываться любая предупреждающая затруднения и ошибки помощь. Одновременно с этим нужно стараться вызвать и поддержать у ребенка исходную мотивацию, которая способствовала бы произвольности и организации его деятельности на занятиях.

Задача №2 - получение логопедом необходимой информации о ребенке, дополняющей обследование. Эта задача решается в непосредственном общении и совместной деятельности логопеда и ребенка на индивидуальных занятиях.

Логопеда могут интересовать более подробные характеристики активности ребенка, такие ее свойства, как продолжительность возможности заниматься интеллектуальной деятельностью, отсутствие или появление утомляемости и негативизма при затруднениях. Важными для правильной организации коррекции являются сведения в отношении критичности ребенка к собственным ошибкам в речи, особенности его самооценки, интересов, мотивов деятельности.

Задача №3 - выбор педагогической стратегии основного этапа логопедической работы. С учетом полученной в ходе индивидуальных занятий информации решается вопрос об отправных моментах, ведущем содержании и дополнительных направлениях коррекции. Логопед также решает вопрос о возможности логопедической помощи ребенку в условиях групповых занятий или необходимости определенного периода индивидуальной работы с данными детьми. В процессе решения задач подготовительного этапа можно использовать беседы с ребенком о его интересах, времяпрепровождении, окружающих людях; о том, что доставляет радость или огорчает в его деятельности. Можно оказывать предупреждающую помощь, направленную на организацию внимания ребенка в определенный момент его деятельности.

Основной этап.

Цель: формирование словообразования существительных.

Методика коррекционно-логопедического воздействия строится с учетом появления форм словообразования в онтогенезе, а также характера и степени трудности различных моделей словообразования для дошкольников с ЗПР.

При формировании словообразования существительных, использовались рекомендации Лалаевой Р.И., по мнению которой, главная задача заключается в уточнении значения наиболее продуктивных форм словообразования, и должно проводится закрепление продуктивных моделей словообразования в экспрессивной речи.

Основные направления логопедической работы с детьми с ЗПР по устранению нарушений словообразования существительных.

1. Развитие мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения.

Задачи:

выделение существенных признаков предметов и явлений, включающих операции на умение обобщать;

толкование пословиц и метафор;

стимулирование слухового внимания;

развитие устойчивости и переключения внимания.

2. Развитие лексики.

Задачи:

обогащение словаря;

уточнение значений слова;

3. Формирование грамматической системы словообразования.

Задачи:

словообразование уменьшительно-ласкательных существительных;

Страницы: 1 2


Прочие статьи:

Значение аппликации в воспитании и развитии ребенка-дошкольника
Аппликация считается разновидностью художественной деятельности, предусмотренной «Программой воспитания и обучения в детском саду» для дошкольников. Знакомясь на занятиях и самостоятельно с материалами, техникой и способами обработки бумаги, ребята приобретают навыки графического и пластического и ...

Домашнее задание как форма самостоятельной работы
Каждому человеку необходимо уметь самостоятельно приобретать знания, овладевать умениями, применять их в жизни. Выполнение домашнего задания и есть, по сути, индивидуальная самообразовательная работа. Очень важно, чтобы каждый ученик имел такую практику учебного труда, когда он сам должен преодоле ...

Семантический этап порождения высказывания
Модели порождения речевого высказывания, разрабатываемые в современной психолингвистике, базируются на положениях Л.С. Выготского об опосредствованном знаками характере человеческой деятельности; о порождении речи, берущей начало от мотива и идущей к внутреннему слову, к значениям внешних слов и, ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru