6 серия заданий
Исследование словообразования названий профессий мужского рода.
Цель: Выявить способность образовывать названия профессий мужского рода.
6.1. образование существительных названий профессий мужского рода с помощью суффикса: -ист.
Материал: 5 сюжетных картинок: пианист играет на пианино, тракторист работает на тракторе, футболист играет в футбол, мотоциклист ездит на мотоцикле, гитарист играет на гитаре.
6.2. образование существительных названий профессий мужского рода с помощью суффикса: -щик.
Материал: 5 сюжетных картинок: танцовщик танцует танец, экскаваторщик работает на экскаваторе, барабанщик барабанит по барабану, крановщик работает на подъёмном кране, упаковщик упаковывает вещи.
6.3. образование существительных названий профессий мужского рода с помощью суффикса: -чик.
Материал: 5 сюжетных картинок: обходчик обходит участок дороги, летчик летает на самолете, переводчик переводит тексты, разносчик разносит газеты; рассказчик рассказывает рассказы.
6.4. образование существительных названий профессий мужского рода с помощью суффикса: -ник.
Материал: 5 сюжетных картинок: фокусник показывает фокус, лесник заботится о лесе, спортсмен катается на лыжах, мясник разделывает мясо, охотник охотится на зверей и птиц.
6.5. образование существительных названий профессий мужского рода с помощью суффикса: -тель.
Материал:5 сюжетных картинок : писатель пишет книги, читатель читает книги, учитель учит детей, воспитатель воспитывает детей, спасатель спасает людей. Процедура и инструкция: В начале исследования экспериментатор дает следующую инструкцию: «Сейчас мы будем вспоминать название профессий». Затем задаются вопросы: «Как называется человек, который едет на велосипеде?
- играет в хоккей?, -играет в футбол?, -играет на пианино?, -играет на скрипке?
-точит ножи?, -барабанит по барабану? и т.д. При затруднениях при выполнении заданий оказывает помощь следующим образом: «на велосипеде - велосипедист, а на мотоцикле -….?» или называется первый слог искомого слова.
7 серия заданий
Исследование словообразования названий профессий женского рода.
Цель: Выявить способность образовывать названия профессий женского рода.
7.1. образование существительных профессий женского рода с помощью суффикса: -ниц.
Материал: 5 предметных картинок: учитель-учительница, писатель-писательница, воспитатель-воспитательница, писатель-писательница, читатель-читательница.
7.2. образование существительных профессий женского рода с помощью суффикса: -щиц.
Материал: 5 предметных картинок: танцовщик-танцовщица, крановщик-крановщица, упаковщик – упаковщица, экскаваторщик - экскаваторщица, барабанщик-барабанщица.
7.3. образование существительных профессий женского рода с помощью суффикса: -к.
Материал: 5 предметных картинок: пианист-пианистка, тракторист-трактористка, футболист-футболистка, мотоциклист-мотоциклистка, гитарист-гитаристка.
7.4. образование существительных профессий женского рода с помощью суффикса: -их.
Материал: 4 предметные картинки: портной-портниха, пловец-пловчиха, повар-повариха, ткач- ткачиха.
Процедура и инструкция: В начале исследования формируется ориентировка в задании: «Сейчас мы будем вспоминать названия профессий женщин. Учитель – это мужчина, а женщину называют учительница. Продавец – это мужчина. А если это женщина, то как ее называют?». И т.д.
Задаются также вопросы: -Как назвать женщину, которая учит детей? -которая пишет книги? -которая воспитывает детей? -которая убирает мусор? -которая играет на пианино?
В случае затруднений повторяется пример словообразования или называется 1-2 слога слова.
8 серия заданий
Исследование словообразования существительных от глаголов.
Цель: Выявить способность образовывать существительные от глаголов.
Материал: словесная инструкция.
Процедура и инструкция: В начале исследования формируется ориентировка в задании: «Весной мы решили посадить кусты. Мы занимались чем? (Посадкой). Посадить – посадка».
-Надо побелить стены. Родители заняты чем? (побелить-побелка)
-Соседи переезжают на новую квартиру. Соседи заняты чем? (переезжать-переезд)
-Как называется место, где люди переходят дорогу? (переходить -переход)
Прочие статьи:
Диагностика выявления умений учащихся в области владения информационных и
коммуникационных технологий
В первой главе нами были раскрыты теоретические обоснования проблемы. Во второй главе мы предлагаем рассмотреть возможность использования информационных технологий при организации проектной деятельности на уроках естествознания в начальной школе.
Главная цель нашей работы заключалась в выявлении ...
Понятие «взаимодействие»
Обратимся к рассмотрению понятия «взаимодействие». Взаимодействие опосредуется общением. Благодаря общению люди могут вступать во взаимодействие.
В различных науках толкование понятия «взаимодействие» неоднозначно. В словарях по психологии термин «взаимодействие» трактуется как процесс непосредст ...
Методологическая культура педагога
Профессиональная образовательно-воспитательная работа является творческой. Поэтому любой педагог-практик накапливает множество эффективных средств воспитательного воздействия на личность, оригинальных образовательных и обучающих технологий. Однако без теоретического обоснования и научной интерпрет ...