Исследование системы словообразования существительных у дошкольников с ЗПР

Страница 3

6 серия заданий

Исследование словообразования названий профессий мужского рода.

Цель: Выявить способность образовывать названия профессий мужского рода.

6.1. образование существительных названий профессий мужского рода с помощью суффикса: -ист.

Материал: 5 сюжетных картинок: пианист играет на пианино, тракторист работает на тракторе, футболист играет в футбол, мотоциклист ездит на мотоцикле, гитарист играет на гитаре.

6.2. образование существительных названий профессий мужского рода с помощью суффикса: -щик.

Материал: 5 сюжетных картинок: танцовщик танцует танец, экскаваторщик работает на экскаваторе, барабанщик барабанит по барабану, крановщик работает на подъёмном кране, упаковщик упаковывает вещи.

6.3. образование существительных названий профессий мужского рода с помощью суффикса: -чик.

Материал: 5 сюжетных картинок: обходчик обходит участок дороги, летчик летает на самолете, переводчик переводит тексты, разносчик разносит газеты; рассказчик рассказывает рассказы.

6.4. образование существительных названий профессий мужского рода с помощью суффикса: -ник.

Материал: 5 сюжетных картинок: фокусник показывает фокус, лесник заботится о лесе, спортсмен катается на лыжах, мясник разделывает мясо, охотник охотится на зверей и птиц.

6.5. образование существительных названий профессий мужского рода с помощью суффикса: -тель.

Материал:5 сюжетных картинок : писатель пишет книги, читатель читает книги, учитель учит детей, воспитатель воспитывает детей, спасатель спасает людей. Процедура и инструкция: В начале исследования экспериментатор дает следующую инструкцию: «Сейчас мы будем вспоминать название профессий». Затем задаются вопросы: «Как называется человек, который едет на велосипеде?

- играет в хоккей?, -играет в футбол?, -играет на пианино?, -играет на скрипке?

-точит ножи?, -барабанит по барабану? и т.д. При затруднениях при выполнении заданий оказывает помощь следующим образом: «на велосипеде - велосипедист, а на мотоцикле -….?» или называется первый слог искомого слова.

7 серия заданий

Исследование словообразования названий профессий женского рода.

Цель: Выявить способность образовывать названия профессий женского рода.

7.1. образование существительных профессий женского рода с помощью суффикса: -ниц.

Материал: 5 предметных картинок: учитель-учительница, писатель-писательница, воспитатель-воспитательница, писатель-писательница, читатель-читательница.

7.2. образование существительных профессий женского рода с помощью суффикса: -щиц.

Материал: 5 предметных картинок: танцовщик-танцовщица, крановщик-крановщица, упаковщик – упаковщица, экскаваторщик - экскаваторщица, барабанщик-барабанщица.

7.3. образование существительных профессий женского рода с помощью суффикса: -к.

Материал: 5 предметных картинок: пианист-пианистка, тракторист-трактористка, футболист-футболистка, мотоциклист-мотоциклистка, гитарист-гитаристка.

7.4. образование существительных профессий женского рода с помощью суффикса: -их.

Материал: 4 предметные картинки: портной-портниха, пловец-пловчиха, повар-повариха, ткач- ткачиха.

Процедура и инструкция: В начале исследования формируется ориентировка в задании: «Сейчас мы будем вспоминать названия профессий женщин. Учитель – это мужчина, а женщину называют учительница. Продавец – это мужчина. А если это женщина, то как ее называют?». И т.д.

Задаются также вопросы: -Как назвать женщину, которая учит детей? -которая пишет книги? -которая воспитывает детей? -которая убирает мусор? -которая играет на пианино?

В случае затруднений повторяется пример словообразования или называется 1-2 слога слова.

8 серия заданий

Исследование словообразования существительных от глаголов.

Цель: Выявить способность образовывать существительные от глаголов.

Материал: словесная инструкция.

Процедура и инструкция: В начале исследования формируется ориентировка в задании: «Весной мы решили посадить кусты. Мы занимались чем? (Посадкой). Посадить – посадка».

-Надо побелить стены. Родители заняты чем? (побелить-побелка)

-Соседи переезжают на новую квартиру. Соседи заняты чем? (переезжать-переезд)

-Как называется место, где люди переходят дорогу? (переходить -переход)

Страницы: 1 2 3 4


Прочие статьи:

Характеристика школьного учебника
К нему предъявляется важнейшее требование раскрывать основы науки в соответствии с возрастом учащихся и уровнем их подготовленности. Ученые выделяют следующие функции школьного учебника: информационная (раскрывает содержание образования, дает объем материала на каждый урок с учетом возраста учащи ...

Понятие "научная школа" и проблема финансирования науки
Научные школы как социальные образования возникли еще в глубокой древности (Академия Платона, пифагорейская школа и пр.), однако их статус непрерывно менялся. В древности любая научная школа объединяла последователей некоего ученого, которые следовали его идеям, сакрализовали их и позиционировали ...

Процесс влияния взрослого на формирование мотивационно-целевой направленности личности
Проблема влияния взрослого на формирование мотивации не сводится к передаче средств и способов познавательной деятельности. В некоторых работах это влияние объясняется значимостью для детей общения со взрослым и их чувствительностью к его поощрениям и порицаниям (Д.Б. Годовикова, 1984; Т.М. Земля ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru