1.9. образование уменьшительно-ласкательных форм существительных с помощью суффикса: -еньк.
Материал: 5 парных картинок с изображением больших и маленьких предметов: доча- доченька, туча- тученька, дача- даченька , куча- кученька, задача- задаченька.
1.10. образование уменьшительно-ласкательных форм существительных с помощью суффикса: -ышк.
Материал: 5 парных картинок с изображением больших и маленьких предметов: гнездо-гнёздышко, зерно -зёрнышко, ведро- вёдрышко, стекло-стеклышко, ребро-ребрышко.
1.11. образование уменьшительно-ласкательных форм существительных с помощью суффикса: -ушк.
Материал: 5 парных картинок с изображением больших и маленьких предметов: изба-избушка, трава-травушка, голова-головушка, борода-бородушка, зима-зимушка.
1.12. образование уменьшительно-ласкательных форм существительных с помощью суффикса: -юшк.
Материал: 5 парных картинок с изображением больших и маленьких предметов: змея – змеюшка, сабля-саблюшка, баня-банюшка, гиря- гирюшка, пуля- пулюшка.
2 серия заданий.
Исследование словообразования названий животных.
Цель: Выявить способность словообразования названий животных.
Процедура и инструкция. В начале исследования экспериментатор дает следующую инструкцию: «Сейчас мы будем вспоминать названия детенышей животных». Затем задаются вопросы: «Как называется детеныш у ежа? А если их несколько, то, как правильно сказать?». При затруднениях при выполнении заданий оказывает помощь следующим образом: «У ежа детеныш-ежонок, а если их несколько, то –ежата.
2.1. образование существительных названий животных с помощью суффиксов: -онок (-енок).
Материал: 10 парных картинок с изображением предметов: лиса-лисенок, коза-козленок, кот-котенок, утка-утенок, ёж-ежонок, волк-волчонок, белка-бельчонок, медведь-медвежонок, лягушка-лягушонок, сова-совенок.
2. образование существительных названий животных с помощью суффиксов: -ат (-ят).
Материал: 10 парных картинок с изображением предметов: ёж-ежонок - ежата, волк-волчонок - волчата, балка-бельчонок - бельчата, медведь-медвежонок - медвежата, заяц-зайчонок – зайчата, лиса-лисенок -лисята, коза-козленок - козлята, кот-котенок - котята, утка-утенок -утята, лягушка- лягушонок - лягушата, сова- совенок- совята.
3 серия заданий
Исследование словообразования имен существительных, обозначающих вместилище чего-нибудь.
Цель: Выявить способность образовывать имена существительные, обозначающие вместилище чего-нибудь.
3.1. образование существительных обозначающих вместилище чего-нибудь с помощью суффикса: -ниц.
Материал: 5 предметных картинок: чай-чайница, сахар-сахарница, суп-супница, пепел-пепельница, салат-салатница.
Процедура и инструкция. В начале исследования формируется ориентировка в задании: «Сахар хранится в сахарнице. А как назвать посуду, в которой хранится чай?». В дальнейшем экспериментатор показывает картинку (или называет слово) и задает аналогичный вопрос.
4 серия заданий
Исследование словообразования существительных со значением единичности.
Цель: Выявить способность образовывать имена существительные со значением единичности.
4.1. образование существительных со значением единичности с помощью суффикса: -инк.
Материал: 5 предметных картинок и слова: дождь-дождинка, бусы-бусинка, крупа-крупинка, виноград-виноградинка, снег-снежинка.
Процедура и инструкция. В начале исследования формируется ориентировка в задании: «Представь себе, что на улице идет снег, и маленькая частичка снега упала тебе на лицо. Эта частичка снега называется «снежинка». Итак, снег – снежинка». Далее детям предлагается образовать по аналогии другие производные слова.
5 серия заданий
Образование имен существительных со значением женскости.
Цель: Выявить способность образовывать имена существительные со значением женскости.
5.1 образование существительных со значением женскости с помощью суффикса: -их.
Материал: 5 предметных картинок: слониха, ежиха, зайчиха, крольчиха, воробьиха.
5.2 образование существительных со значением женскости с помощью суффикса: -иц.
Материал: 5 предметных картинок: медведица, волчица, тигрица, львица, курица.
Процедура и инструкция. В начале исследования формируется ориентировка в задании: «Вспомним сказку про трех медведей. Папа медвежонка – медведь. А как назвать его маму? (Медведица). А теперь я буду называть папу, а ты называй маму детенышей животных. Волк - …». И т.д. (слова из заданий 5.1. и 5.2. даются вперемешку).
Прочие статьи:
Клиническая и психолого-педагогическая характеристики детей с задержкой
психического развития
Неуспевающие в школе дети были всегда, есть сейчас и будут в обозримом будущем. Таких детей в школе называли ленивыми, тупыми, примитивными. Только с середины прошлого века так называемую «леность» и «тупость», которые обнаруживаются у ребенка обычно с момента поступления в школу, начинают объясня ...
Противоречия в сфере социализации и воспитания
В условиях модернизации российского общества изучение проблем социализации и воспитания имеет важное значение для уяснения возникающих противоречий, связанных с жизнедеятельностью молодёжи, и для нахождения научно обоснованных путей и методов их разрешения. Причины появления противоречий в сфере с ...
Функции речи
Речь является основным средством человеческого общения. Без нее человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество информации, в частности такую, которая несет большую смысловую нагрузку или фиксирует в себе то, что невозможно воспринять с помощью органов чувств (абстрактные п ...