Исследование системы словообразования существительных у дошкольников с ЗПР

Страница 2

1.9. образование уменьшительно-ласкательных форм существительных с помощью суффикса: -еньк.

Материал: 5 парных картинок с изображением больших и маленьких предметов: доча- доченька, туча- тученька, дача- даченька , куча- кученька, задача- задаченька.

1.10. образование уменьшительно-ласкательных форм существительных с помощью суффикса: -ышк.

Материал: 5 парных картинок с изображением больших и маленьких предметов: гнездо-гнёздышко, зерно -зёрнышко, ведро- вёдрышко, стекло-стеклышко, ребро-ребрышко.

1.11. образование уменьшительно-ласкательных форм существительных с помощью суффикса: -ушк.

Материал: 5 парных картинок с изображением больших и маленьких предметов: изба-избушка, трава-травушка, голова-головушка, борода-бородушка, зима-зимушка.

1.12. образование уменьшительно-ласкательных форм существительных с помощью суффикса: -юшк.

Материал: 5 парных картинок с изображением больших и маленьких предметов: змея – змеюшка, сабля-саблюшка, баня-банюшка, гиря- гирюшка, пуля- пулюшка.

2 серия заданий.

Исследование словообразования названий животных.

Цель: Выявить способность словообразования названий животных.

Процедура и инструкция. В начале исследования экспериментатор дает следующую инструкцию: «Сейчас мы будем вспоминать названия детенышей животных». Затем задаются вопросы: «Как называется детеныш у ежа? А если их несколько, то, как правильно сказать?». При затруднениях при выполнении заданий оказывает помощь следующим образом: «У ежа детеныш-ежонок, а если их несколько, то –ежата.

2.1. образование существительных названий животных с помощью суффиксов: -онок (-енок).

Материал: 10 парных картинок с изображением предметов: лиса-лисенок, коза-козленок, кот-котенок, утка-утенок, ёж-ежонок, волк-волчонок, белка-бельчонок, медведь-медвежонок, лягушка-лягушонок, сова-совенок.

2. образование существительных названий животных с помощью суффиксов: -ат (-ят).

Материал: 10 парных картинок с изображением предметов: ёж-ежонок - ежата, волк-волчонок - волчата, балка-бельчонок - бельчата, медведь-медвежонок - медвежата, заяц-зайчонок – зайчата, лиса-лисенок -лисята, коза-козленок - козлята, кот-котенок - котята, утка-утенок -утята, лягушка- лягушонок - лягушата, сова- совенок- совята.

3 серия заданий

Исследование словообразования имен существительных, обозначающих вместилище чего-нибудь.

Цель: Выявить способность образовывать имена существительные, обозначающие вместилище чего-нибудь.

3.1. образование существительных обозначающих вместилище чего-нибудь с помощью суффикса: -ниц.

Материал: 5 предметных картинок: чай-чайница, сахар-сахарница, суп-супница, пепел-пепельница, салат-салатница.

Процедура и инструкция. В начале исследования формируется ориентировка в задании: «Сахар хранится в сахарнице. А как назвать посуду, в которой хранится чай?». В дальнейшем экспериментатор показывает картинку (или называет слово) и задает аналогичный вопрос.

4 серия заданий

Исследование словообразования существительных со значением единичности.

Цель: Выявить способность образовывать имена существительные со значением единичности.

4.1. образование существительных со значением единичности с помощью суффикса: -инк.

Материал: 5 предметных картинок и слова: дождь-дождинка, бусы-бусинка, крупа-крупинка, виноград-виноградинка, снег-снежинка.

Процедура и инструкция. В начале исследования формируется ориентировка в задании: «Представь себе, что на улице идет снег, и маленькая частичка снега упала тебе на лицо. Эта частичка снега называется «снежинка». Итак, снег – снежинка». Далее детям предлагается образовать по аналогии другие производные слова.

5 серия заданий

Образование имен существительных со значением женскости.

Цель: Выявить способность образовывать имена существительные со значением женскости.

5.1 образование существительных со значением женскости с помощью суффикса: -их.

Материал: 5 предметных картинок: слониха, ежиха, зайчиха, крольчиха, воробьиха.

5.2 образование существительных со значением женскости с помощью суффикса: -иц.

Материал: 5 предметных картинок: медведица, волчица, тигрица, львица, курица.

Процедура и инструкция. В начале исследования формируется ориентировка в задании: «Вспомним сказку про трех медведей. Папа медвежонка – медведь. А как назвать его маму? (Медведица). А теперь я буду называть папу, а ты называй маму детенышей животных. Волк - …». И т.д. (слова из заданий 5.1. и 5.2. даются вперемешку).

Страницы: 1 2 3 4


Прочие статьи:

Модульно-рейтинговая система контроля и учета знаний студентов
Модульно-рейтинговая система складывается из двух взаимосвязанных и дополняющих одна другую частей: модульной и рейтинговой, которые могут функционировать и по отдельности, но с меньшей эффективностью. Модульная система имеет целью поставить студента перед необходимостью регулярной учебной работы ...

Психолого-педагогическая характеристика отметочной системы
Введение отметки в учебных заведениях В России к отметочной системе обучения перешли позже, чем в Западной Европе. Но уже Михаил Васильевич Ломоносов хорошо понимал необходимость контроля за знаниями и стимулирования познавательных усилий учеников. Он много сделал для русской педагогики. Ломоносо ...

Определение сформированности творческого воображения младшего школьника
Для определения сформированности творческого воображения младших школьников нами были выделены критерии, рассмотренные Немовым Р.С.: 1. Скорость процессов воображения. 2. Необычность, оригинальность образов. 3. Богатство фантазии. 4. Глубина и проработанность (детализированность) образов. 5. ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru