Исследование системы словообразования существительных у дошкольников с ЗПР

Страница 4

-Учительница задала детям пересказать сказку. Дети будут готовить что? (пересказывать- пересказ)

-Самолет будет вылетать утром. На утро назначен что? (вылетать- вылет)

-Надо засолить огурцы. Мы будем заниматься чем? (засолить-засолка)

В случае затруднений повторяется пример словообразования, называется 1-2 слога слова.

9 серия заданий

Объяснение значения производных слов-существительных.

Цель: Выявить способность объяснения производных слов существительных.

Материал: словесная инструкция, состоящая из слов пуговичка, одеяльце, пальтишко, цыпленок, медвежонок, бельчонок, салатница, мыльница, солонка, дождинка, песчинка, бусинка, медведица, лосиха, львица, печник, стекольщик, писатель, портниха, певица, пианистка.

Процедура и инструкция: Детям предлагается объяснить Незнайке значение слова. Слова предлагаются последовательно, с небольшой паузой после выполнения предыдущего задания.

10 серия заданий

Верификация производных слов-существительных.

Цель: Выявить способность узнавания и называния производных слов-существительных.

Материал: правильные и неправильные производные слова: стулик-стульчик, шкафик-шкафчик, одеяличко-одеяльце, свиненок-поросенок, собачонок-щенок, медведята-медвежата, сольница-солонка, стекольщик-стекольник, велосипедист-велосипедчик, писатель-писательник.

Процедура и инструкция: Экспериментатор дает ребенку следующую инструкцию: «Сейчас я буду называть тебе правильные и неправильные слова, а ты слушай и поправляй меня, если я скажу неправильно». После воспроизведения каждого слова задаются вопросы: «Правильно я сказала?», «А как сказать правильно?».

Оценка результатов: (во всех сериях оцениваются одинаково)

Сначала результаты оцениваются в баллах (каждый правильный ответ – 1 балл), в дальнейшем результаты оцениваются в процентах от правильно (ошибочно) названных слов.

Высокий уровень: 90-100%.верных ответов. Правильно и самостоятельно данные ответы.

Выше среднего: 60% - 90% верных ответов. Правильное выполнение задания с помощью экспериментатора или единичные неправильные ответы в непродуктивных формах словообразования.

Средний уровень: 40% - 60%верных ответов. Систематические ошибки в непродуктивных формах словообразования.

Ниже среднего:20% - 40%верных ответов. Систематические ошибки как в непродуктивных, так и в продуктивных формах словообразования.

Низкий уровень: до 20% верных ответов - неправильное выполнение почти всех заданий, простое повторение заданного слова или отказ от выполнения задания.

Таким образом, данная методика состоит из 10 заданий, направленных на выявление особенностей словообразования существительных у дошкольников с ЗПР, с помощью суффиксов: -чик, -ик, -к, -ц, -ец (-иц), -очк, -ечк, -онок (-енок), -ат (-ят), -оньк, -еньк, -ышк, -ушк, -юшк, -ниц, -инк, -их, -ист, -щик, -чик, -ник, -тель, -ниц, -щиц; способности образовывать существительные от глаголов; а также на выявление способности объяснения, узнавание (называние) производных слов существительных. Каждый правильный ответ оценивается в 1балл, после чего выводится средний балл по каждому заданию. В зависимости от количества верных ответов (выраженных в процентном соотношении) определяется уровень выполнения заданий.

Страницы: 1 2 3 4 


Прочие статьи:

Табакокурение – страсть духовная
«Курить – бесам кадить». Русская присказка Получение удовольствия через сигарету – это первый опыт получения удовольствия через химические вещества (табак открывает ворота наркотикам). С самого детства в нашей стране подталкивают к курению: работают СМИ, реклама, скрытая реклама через фильмы. Р ...

Методика обучения иностранным языкам
Обучение – это не есть процесс, протекающий сам по себе, но процесс организованный, процесс, подчиненный определенным целям и имеющий определенные положения и программу их реализации. Это значит, что любое обучение зиждется на фундаменте, который образуется соединением в единое целое целей обучени ...

Языки программирования в школе и алгоритмическая культура школьников
Мнения о том, какой язык лучше преподавать в школе, разнятся: от того, что программирование изучать не нужно, а следует просто поднимать компьютерную грамотность и осваивать офисные программы (как на Западе), до того, что нужно изучать операционные системы и несколько языков программирования разли ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru