II Морфолого-синтаксический;
III Лексико-семантический;
IV Лексико-синтаксический.
Названные способы имеют не тождественную роль в процессе словообразования.
Наиболее важный – морфологический способ, с помощью которого пополняются разные части речи, хотя с разной продуктивностью: существительные редко (сверхприбыль), прилагательные часто (премилый, сверхмощный).
Формирование речи, а именно монологической и диалогической зависит от того, как ребенок овладевает словообразованием и грамматическим строем.
Имя существительное в словообразовательном отношении самая богатая часть речи. Кроме способов словообразования, действующих в сфере других частей речи, имеются специфические субстантивные способы образования словообразования: аббревиация, усечение основ, субстантивация. Существует лишь один способ словообразования, не распространяющийся на существительные, сращение (это способ образования прилагательных).
В словообразовании существительных широко представлена суффиксация. Этим способом производятся существительные от основ различных частей речи: имен существительных, прилагательных, глаголов и реже наречий. По сравнению со словообразованием других частей речи число суффиксов существительных самое значительное.
Среди словообразовательных суффиксов (Валгина Н.С.) различаются непродуктивные, с помощью которых в настоящее время новые слова не образуются (например, непродуктивен суффикс -нь: боле-знь, жи-знь; суффикс -ух: пет-ух, паст-ух), и суффиксы продуктивные, активно участвующие в современном словообразовании.
Все продуктивные словообразовательные суффиксы делятся на несколько групп: 1) суффиксы, служащие для образования названий предметов; 2) суффиксы, употребляемые для образования названий лиц (мужчин и женщин); 3) суффиксы, служащие для образования слов с отвлеченным значением (абстрактных); 4) суффиксы, служащие для образования существительных, передающих субъективную оценку.
Суффиксы и приставки, служащие для образования названий предметов. Среди суффиксов этой группы выделяется ряд продуктивных суффиксов, например: -щик (-чик); -льн, -к, -ник, -ина, -тор, -л.
Суффиксы, служащие для образования имен существительных со значением лица. Способы образования существительных этой группы очень разнообразны.
Для образования существительных мужского рода, употребляемых при обозначении лиц по профессии, деятельности, роду занятий (иногда с указанием на преобладающий признак в деятельности), используются следующие продуктивные суффиксы (частично иноязычные, как и основы): -щик, -чик, -льщик, -тель, -итель,-ик, -ник, -овец, -ец, -ист, -ач, -ант (-янт), -ент, -тор, -анец (-янец), -ин, -анин (-янин), -чанин, -ич, -ович (-евич).
Некоторые суффиксы, образующие названия лиц мужского пола, имеют еще дополнительные экспрессивные значения ласкательности, фамильярности, пренебрежительности. Таков суффикс -ыш со значением носителя признака (глупыш, малыш, подкидыш). Ласкательно-пренебрежительный оттенок вносит суффикс -ёнок, -онок, употребляемый для образования наименований не только детенышей животных, но и людей (волчонок, орлёнок, медвежонок, внучонок, постреленок).
Для образования существительных женского рода (большей частью такие существительные являются производными, соотносительными с существительными мужского рода) употребляются следующие суффиксы: -к, -ниц, -щиц, -чиц, -льщиц, -ш, -ичн, -иничн, -овн (-евн).
Суффиксы, служащие для образования имен существительных с абстрактным значением. В современном русском литературном языке наиболее продуктивными суффиксами этой группы являются следующие: -ость (-ность), -мость (-емость), -ни (-н-ье), -ени, -аци (-яци), -фикаци, -к, –и, -ств (-еств), -изм, -ур, -аж.
Суффиксы субъективной оценки. От большей части слов с конкретным значением с помощью особых суффиксов субъективной оценки образуются существительные (от имен существительных же) с различными дополнительными (к основному предметному значению) эмоциональными оттенками значений уменьшительности, ласкательности, пренебрежения, увеличения и т.п. Наиболее продуктивными суффиксами субъективной оценки являются следующие:
-ик, -чик, -к, -очк, -иц, -ц, -иц, -ец, -ушк (-юшк), -ушк (-юшк), -ышк, -ишк, –оньк (-еньк), -онк (-енк), -ищ.
Прочие статьи:
Основные подходы к пониманию сущности педагогического мастерства в современной педагогике спорта
В педагогике наиболее целостным и системным понятием, определяющим качественность профессиональной деятельности, является понятие "педагогическое мастерство".
В словаре русского языка "мастерство" определяется как искусство в какой-нибудь области, а мастер предстает как специа ...
Модульно-рейтинговая система контроля и учета знаний студентов
Модульно-рейтинговая система складывается из двух взаимосвязанных и дополняющих одна другую частей: модульной и рейтинговой, которые могут функционировать и по отдельности, но с меньшей эффективностью.
Модульная система имеет целью поставить студента перед необходимостью регулярной учебной работы ...
Анализ программ по изобразительному искусству
Для работы в школе существует несколько программ по изобразительному искусству. В условиях вариативного обучения по различным программам общими целями всех программ является всестороннее развитие личности, эстетическое воспитание, формирование художественного вкуса детей, творческих способностей, ...