Психологический уровень интегральной индивидуальности

Новая педагогика » Учет индивидуальных различий учащихся в процессе преподавания в музыке » Психологический уровень интегральной индивидуальности

Страница 1

Психологический уровень интегральной индивидуальности музыкального сознания может быть также рассмотрен с различных точек зрения и изучен с помощью разных тсстологических методик. Но в первую очередь учителю необходима наблюдательность и чуткость, чтобы определить индивидуально-психологические особенности своих учеников. Психологические особенности, характеризующие индивидуальность, часто рассматриваются в свете черт темперамента. Основных, со времен Гиппократа, 4 темпераментальных типа: сангвиник, холерик, меланхолик и флегматик. В курсе психологии изучаются их черты и особенности, так что каждый молодой учитель знаком с этими качественными характеристиками индивидуальности. Учителю важно понимать, что особенности его собственного темперамента (как и все другие индивидуальные особенности) существенно влияют на восприятие. Другого, а потому хорошо бы учителю осмыслить свои собственные индивидуально-типологические свойства. Так, учитель-холерик и учитель-флегматик по-разному воспринимают скоростные характерные особенности своих учеников, что может влиять как на атмосферу в классе во время занятий с тем или иным учеником, так и на субъективно оцениваемую «перспективность» и музыкальность учащихся.

Для определения индивидуально-психологических особенностей могут быть привлечены показатели по уровню нейротизма (возбудимости), экстраверсии-интровсрсии, по эмоциональному состоянию, личностные проявления в сферах интеллектуальной, коммуникативной, эмоционально-волевой.

В.И. Петрушин применил анализ темперамента великих композиторов (обобщив биографические данные и музыковедческий анализ их композиторского стиля) для иллюстрации проявлений индивидуально-типологических особенностей в музыкальном творчестве. Так, Ф. Шопен был «трактован» интровертом на основании воспоминании современников о его хрупкости, ранимости, поэтичности. «Шопен в полной мере раскрывался только в игре перед небольшим количеством близких друзей. «Большие залы парализуют меня» - признавался он в одном из своих писем», - пишет В.И. Пегрушин, противопоставляя эти данные «экстравертированности» Ф. Листа. - «Другой критик так отзывался о концерте Листа: «После концерта он стоит словно победитель на поле сражения покоренные фортепиано лежат вокруг него, порванные струны развеваются как флаги побежденных, запуганные инструменты боязливо прячутся в дальних углах» В них все противоположно, считает В.И. Петрушин, мощь одного и тонкий лиризм другого, программность музыки «экстраверта» и отсутствие таковой у «интроверта».

Во взгляде на индивидуально-психологические особенности человека, будь то ученик или учитель, необходимо помнить, что в развитии человека и его индивидуальности существует приоритет будущего над прошлым, то есть «образ потребного будущего» (Н.А. Бернштейн) обладает силой притяжения, способной преодолеть, трансформировать или по-новому, творчески использовать ограничения индивидуальными особенностями для реализации целей целостной личности и индивидуальности. Индивидуально-типологические свойства в нашем понимании - это ступени, на которых стоит личность, но не цель, к которой устремляются и культивируют. Целью являются познание своей индивидуальности (предназначения) и обретение субъектности как авторства поступков. В таком понимании каждое музыкальное произведение (сочинение или исполнение), с которым «работает» ученик, да и Мастер, работает всем своим телесным и душевно-духовным организмом, - есть орудие развития и саморазвития, самопродвижения к модели «потребного будущего» личности, подобно скобе альпиниста, вбитой в скалу наличного бытия. Личность и произведение, в нашем видении - это сообщающиеся сосуды, инструмент «измерения» индивидуальности музыкального сознания сокрыт где-то в этой области, в области художественных «мер и весов».

Индивидуальной особенностью психики наиболее важной, по мнению В.П. Морозова, для высоких проявлений музыкальности является эмоциональный слух, который можно количественно измерить и целенаправленно развивать (как предлагает В.П. Ражников в своей «Школе настроений»). Но еще важнее в педагогическом аспекте диагностировать не количественную сторону такого свойства психики индивида как эмоциональный слух, а выявить эмоциональную избирательность в общении с музыкой (тяготение к тем или иным эмоциональным состояниям-модусам), что также может быть отнесено к индивидуальным особенностям, характеризующим индивидуальный стиль общения с искусством.

Страницы: 1 2


Прочие статьи:

Эмоциональный барьер при общении с младшими школьниками с ЗПР и работа по его снижению
«Эмоциональный барьер» возникает как в общении, так и в индивидуальном действии ребёнка. Под эмоциональным барьером мы понимаем ситуацию, когда человек не может реально совершать эффективные действия: он либо находится в состоянии переживания, либо совершает ряд действий, основание которых эмоция ...

Анализ литературы по проблеме развития представления о цвете
Исходя из поставленной проблематики, рассмотрение вопроса формирования представления о цвете как выразительном средстве у будущих дизайнеров должно опираться на методологические исследования в данной области. Необходимость формирования представления о цвете как выразительном средстве у студентов, ...

Феноменология экологической культуры в современной научной литературе
В философии культура определяется как специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей и природы, между собой и к сами ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru