Дидактические условия развития творческой личности у учащихся

Новая педагогика » Педагогические условия развития творческой личности учащихся НПО » Дидактические условия развития творческой личности у учащихся

Для проверки выдвинутой нами задачи об эффективности эстетического образования в развитии творческой личности было организовано экспериментальное исследование.

Исследованием (2009 г.) было охвачено 40 учащихся НПО первого курса гуманитарной специальности Монтажного колледжа. В качестве экспериментальной группы выступали 20 студентов, семинарские занятия по литературе которых были направлены на интерпретацию художественных произведений в ходе их изучения. В качестве контрольной группы – 20 студентов, на занятиях у которых подобная практика отсутствовала.

Первоначально был произведён подбор методик и отбор испытуемых для дальнейшего исследования динамики развития творческого мышления студентов-филологов. В эксперименте использовался набор тестов по выявлению коэффициента интеллектуальности (IQ) Г.Ю. Айзенка, креативные тесты П. Торренса и Ф. Вильямса (модифицированный Е.Е. Туник).

Современная действительность выдвигает особые требования, как к содержанию литературного образования, так и к формам, способам, методам обучения. НПО призвано не только дать студентам определённый объем и систему знаний, но и научить их творчески мыслить, самостоятельно приобретать и пополнять эти знания. Чтобы добиться такого восприятия и развить на этой основе творческое мышление студентов, необходимо обратить внимание на такие формы работы на семинарах, которые были бы направлены на формирование способностей к самостоятельному постижению смысла художественного произведения.

На первом этапе эксперимента проводится диагностика знаний, умений и навыков учащихся в области литературы. Данный вид диагностики проводится посредством фронтального опроса студентов и выявления соответствия их знаний о предмете основным требованиям.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам студентов, необходимых для интерпретации художественного произведения, предъявляемые для участия в эксперименте:

• развитые представления о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимание авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; определенный читательский интерес, художественный вкус;

• освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; наличие общих представлений об историко-литературном процессе и его основных закономерностях, о множественности литературно-художественных стилей;

• умение анализировать литературное произведение как художественное целое в его историко-литературной обусловленности и культурном контексте с использованием понятийного языка литературоведения; способность к выявлению взаимообусловленности элементов формы и содержания литературного произведения; владение техникой сравнительно-сопоставительного анализа различных литературных произведений и их научных, критических и художественных интерпретаций; определение и использование необходимых источников, включая работу с книгой, поиск информации в библиотеке, в ресурсах Интернета и др.


Прочие статьи:

Подготовка первого этапа педагогического эксперимента по выявлению эффективности формирования представления учащихся о цвете
Тема исследования: «Формирование у учащихся профессиональных училищ представлений о цвете как выразительном средстве» Объект исследования: процесс обучения учащихся профессиональных училищ. Предмет исследования: формирование знаний и умений у учащихся профессиональных училищ на занятиях цветовед ...

Формирование пространственных представлений у детей в норме и с общим недоразвитием речи
Пространственные представления – это деятельность, включающая в себя определение формы, величины, местоположения и перемещения предметов относительно друг друга и собственного тела, относительно окружающих предметов. Пространственные представления имеют большую роль во взаимодействии человека с ок ...

Тверские храмы и монастыри XVIII века
Краеведческая работа начинается заранее и заканчивается на уроке. Однако если на начальном этапе учащиеся используют материал, который добыли сами, то в дальнейшем получают краеведческие знания в готовом виде. Практика свидетельствует о том, что использование местного материала на уроках как сред ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru