Дидактические условия развития творческой личности у учащихся

Новая педагогика » Педагогические условия развития творческой личности учащихся НПО » Дидактические условия развития творческой личности у учащихся

Для проверки выдвинутой нами задачи об эффективности эстетического образования в развитии творческой личности было организовано экспериментальное исследование.

Исследованием (2009 г.) было охвачено 40 учащихся НПО первого курса гуманитарной специальности Монтажного колледжа. В качестве экспериментальной группы выступали 20 студентов, семинарские занятия по литературе которых были направлены на интерпретацию художественных произведений в ходе их изучения. В качестве контрольной группы – 20 студентов, на занятиях у которых подобная практика отсутствовала.

Первоначально был произведён подбор методик и отбор испытуемых для дальнейшего исследования динамики развития творческого мышления студентов-филологов. В эксперименте использовался набор тестов по выявлению коэффициента интеллектуальности (IQ) Г.Ю. Айзенка, креативные тесты П. Торренса и Ф. Вильямса (модифицированный Е.Е. Туник).

Современная действительность выдвигает особые требования, как к содержанию литературного образования, так и к формам, способам, методам обучения. НПО призвано не только дать студентам определённый объем и систему знаний, но и научить их творчески мыслить, самостоятельно приобретать и пополнять эти знания. Чтобы добиться такого восприятия и развить на этой основе творческое мышление студентов, необходимо обратить внимание на такие формы работы на семинарах, которые были бы направлены на формирование способностей к самостоятельному постижению смысла художественного произведения.

На первом этапе эксперимента проводится диагностика знаний, умений и навыков учащихся в области литературы. Данный вид диагностики проводится посредством фронтального опроса студентов и выявления соответствия их знаний о предмете основным требованиям.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам студентов, необходимых для интерпретации художественного произведения, предъявляемые для участия в эксперименте:

• развитые представления о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимание авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; определенный читательский интерес, художественный вкус;

• освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; наличие общих представлений об историко-литературном процессе и его основных закономерностях, о множественности литературно-художественных стилей;

• умение анализировать литературное произведение как художественное целое в его историко-литературной обусловленности и культурном контексте с использованием понятийного языка литературоведения; способность к выявлению взаимообусловленности элементов формы и содержания литературного произведения; владение техникой сравнительно-сопоставительного анализа различных литературных произведений и их научных, критических и художественных интерпретаций; определение и использование необходимых источников, включая работу с книгой, поиск информации в библиотеке, в ресурсах Интернета и др.


Прочие статьи:

План-конспект урока по теме «Патриотизм и верность воинскому долгу – основные качества защитника отечества»
Цель урока: Ввести и закрепить понятие патриотизм и воинский долг. Учащиеся должны узнать, что такое воинский долг, что вкладывается в понятие «патриотизм», а также уяснить необходимость службы в армии, как одного из проявлений исполнения гражданского долга. Основные понятия: Отечество, честь, до ...

Виды, факторы, классификация школьной недисциплинированности
По мнению отечественных педагогов, недисциплинированность – процесс нарушения связей в системе «личность – социум». Чем большую область взаимоотношений между индивидом и социумом захватывает процесс недисциплинированности, тем меньше уровень реальной дисциплинированности. Процесс взаимодействия ин ...

Личностная характеристика «трудного» подростка
Жизнь подростка можно уместить в треугольник, углами которого будут семья, школа и улица (в самом широком понимании этого слова). С того момента, как ребенок начинает реагировать на социальные воздействия, он становится в какой-то степени зависимым от общества, тянется к нему и болезненно переноси ...

Меню сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru