Для проверки выдвинутой нами задачи об эффективности эстетического образования в развитии творческой личности было организовано экспериментальное исследование.
Исследованием (2009 г.) было охвачено 40 учащихся НПО первого курса гуманитарной специальности Монтажного колледжа. В качестве экспериментальной группы выступали 20 студентов, семинарские занятия по литературе которых были направлены на интерпретацию художественных произведений в ходе их изучения. В качестве контрольной группы – 20 студентов, на занятиях у которых подобная практика отсутствовала.
Первоначально был произведён подбор методик и отбор испытуемых для дальнейшего исследования динамики развития творческого мышления студентов-филологов. В эксперименте использовался набор тестов по выявлению коэффициента интеллектуальности (IQ) Г.Ю. Айзенка, креативные тесты П. Торренса и Ф. Вильямса (модифицированный Е.Е. Туник).
Современная действительность выдвигает особые требования, как к содержанию литературного образования, так и к формам, способам, методам обучения. НПО призвано не только дать студентам определённый объем и систему знаний, но и научить их творчески мыслить, самостоятельно приобретать и пополнять эти знания. Чтобы добиться такого восприятия и развить на этой основе творческое мышление студентов, необходимо обратить внимание на такие формы работы на семинарах, которые были бы направлены на формирование способностей к самостоятельному постижению смысла художественного произведения.
На первом этапе эксперимента проводится диагностика знаний, умений и навыков учащихся в области литературы. Данный вид диагностики проводится посредством фронтального опроса студентов и выявления соответствия их знаний о предмете основным требованиям.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам студентов, необходимых для интерпретации художественного произведения, предъявляемые для участия в эксперименте:
• развитые представления о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимание авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; определенный читательский интерес, художественный вкус;
• освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; наличие общих представлений об историко-литературном процессе и его основных закономерностях, о множественности литературно-художественных стилей;
• умение анализировать литературное произведение как художественное целое в его историко-литературной обусловленности и культурном контексте с использованием понятийного языка литературоведения; способность к выявлению взаимообусловленности элементов формы и содержания литературного произведения; владение техникой сравнительно-сопоставительного анализа различных литературных произведений и их научных, критических и художественных интерпретаций; определение и использование необходимых источников, включая работу с книгой, поиск информации в библиотеке, в ресурсах Интернета и др.
Прочие статьи:
Ход и результаты констатирующего эксперимента
При диагностике умения решать задачи на основе моделирования мы опирались на принципы выделения уровней сформированности этих умений:
I. Умение решать задачи, включающее в себя:
• умение выделять структурные компоненты задачи;
• умение подбирать способы решения задач;
• умение классифицировать ...
Опора на положительное
«Если в своем воспитаннике вы выявите хотя бы капельку хорошего и будете затем опираться на это хорошее в процессе воспитания, то получите ключ от двери к его душе и достигнете хороших результатов». Такие простые и емкие советы воспитателям можно встретить в старинных педагогических руководствах. ...
Особенности содержания учебников “нового поколения”
Логическая связь понятий и преемственность содержания внутри учебника и между учебниками одной предметно-методической линии, что способствует пониманию содержания предмета изучения;
Объяснение изучаемого материала на примерах их жизни ученика, что способствует формированию навыка поиска причин и ...