На современном этапе развития НПО происходит переосмысление роли ценности приобретаемых студентами знаний, поскольку современному обществу необходим творческий специалист, способный самостоятельно ориентироваться в стремительном потоке научно-технической информации, умеющий критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения. Одна из главных задач, стоящих перед учреждениями НПО на новом этапе ее развития, - вооружать учащихся осознанными, прочными знаниями, развивая их самостоятельное мышление.
Каждый учитель понимает, что научить студентов творчески мыслить — это значит обеспечить более успешное достижение главной цели воспитания — всестороннего и гармонического развития личности. Призвание учреждений НПО - формировать у учащихся способность к самостоятельному, творческому мышлению, развивать сознание своей ответственности.
Изучение процесса становления творческой личности имеет научную и практическую актуальность в силу того, что творческая индивидуальность каждого человека, реализуемая им в личной, профессиональной и общественной сферах, является основным ресурсом развития открытого общества.
В настоящее время в условиях социальной нестабильности, утраты духовной ориентации особенно важной становится роль учреждений начального профессионального образования (НПО), как своеобразной начальной ступени в формировании общественной нравственности и творческой личности.
Начальная профессиональная школа призвана удовлетворять текущие потребности общества в специалистах, обладающих не только широким общим кругозором, но и профессиональной мобильностью, умением быстро адаптироваться к новым условиям производства, мыслить нестандартно.
Современная школа, находясь на пути перемен, ставит перед собой, как и всегда, задачу социализации учащегося, при этом необходимо учитывать условия изменяющегося общества. Поэтому мы видим необходимым уделения особого внимания развитию творческих способностей учащихся.
Все это и определило актуальность исследования.
Цель работы: изучение педагогических условиях развития творческой личности учащихся НПО.
Для реализации цели были поставлены следующие задачи:
Рассмотреть современные концепции творчества и творческой личности,выявить наиболее эффективные подходы к развитию креативности;
2. Определить педагогические условия для развития творческой личности учащихся НПО;
3. Определить методику диагностики эффективности развития творческих способностей учащихся НПО на уроках литературы;
4. Провести эмпирическое исследование, описать результаты, сделать выводы.
Объект исследования – динамика развития творческого мышления
Предмет исследования – принципы, формы и методы, направленные на развитие творческого мышления учащихся НПО в процессе интерпретирования драматических произведений.
Теоретико-методологическую основу составили:
- принцип единства теории и практики;
- концепции креативности Дж. Гилфорда, Э.П. Торренса;
- идеи эстетической герменевтики об интерпретации литературных произведений;
- исследования крупнейших учёных, в которых обозначены основные детерминанты творческого мышления.
В процессе работы были использованы различные методы исследования:
- аналитический;
- эмпирический: наблюдение, эксперимент;
- методы математической обработки результатов эксперимента.
Теоретическая значимость исследования:
- разработана модель развития творческого мышления учащихся НПО в процессе интерпретирования художественного произведения;
- разработана и экспериментально проверена эффективность методики, направленной на развитие креативности учащихся НПО.
Практическая значимость работы:
- обозначены конкретные направления оптимизации процесса развития творческого мышления учащихся НПО в процессе интерпретации художественного произведения;
- результаты исследования могут быть использованы при составлении авторских программ, пособий и рекомендаций.
Базой исследования явился Монтажный Колледж города Челябинска, в качестве испытуемых выступали студенты 1 курса гуманитарной специальности в количестве 40 человек.
Прочие статьи:
Функции обучения
Исследуя свой предмет, дидактика выполняет следующие основные функции:
1) познавательную;
2) развивающую;
3) воспитательную.
Познавательная функция.
Процесс обучения направлен на формирование новых знаний, навыков, умений. Под умением понимается способность ученика применять полученные знания ...
Цели, задачи, организация экспериментального
исследования
На основании анализа психолого-педагогической литературы и выдвинутой нами гипотезы целью экспериментального исследования являлось изучение пространственных представлений детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня.
Задачи: 1.Исследование пространственных представлений ...
План-конспект урока по теме «Памяти поколений – дни воинской славы России»
Цель урока: Расширить и закрепить понятие патриотизма и его глубокие исторические корни. Учащиеся должны уяснить, что быть патриотом без хорошего знания истории России, без анализа поведения ее народа по защите Отечества, без воспитания в себе духовных качеств невозможны. Кризисы и различные неуря ...