Факторы деятельности учащихся, связанные со спортивной и учебной мотивацией:
Факторы, способствующие повышению активности на уроках физической культуры:
Структура, содержание и развивающие возможности спорта. Спортивные тренировки и соревнования успешно ведут за собой развитие личности, если они целенаправленно способствуют этому процессу, создают необходимые для него внешние и внутренние условия. В этой связи необходимо различать понятия «развитие» и «факторы развития».
М.В. Антропова, Д.А. Фарбер, В.А. Сальников: «развитие» в самом широком смысле слова – «процесс количественных и качественных изменений, происходящих в организме человека, приводящих к повышению уровня сложности организации и взаимодействия всех его систем».
«Факторы развития» – это совокупность специфических свойств конкретного вида социальной деятельности и присущих ему систем обучения и воспитания индивида.
Факторы развития могут способствовать или препятствовать развитию, ускорять или, напротив, замедлять этот процесс. Именно с этой точки зрения важно рассмотреть структуру и содержание спортивной деятельности.
Основу такого многообразного феномена как спорт составляет специфический вид специально организованной деятельности, направленный на выявление предельных возможностей человека. Данный вид деятельности обладает специфической структурой, каждый элемент которой закономерно предъявляет занимающимся спортом ряд требований. Как подчёркивают А.В. Родионов, Н.Б. Стамбулова овладение спортивной деятельностью связано с освоением её психологической структуры.
Основным направлением анализа предметного содержания спортивной деятельности является выявление «её потребностей – мотивов, в вычленении входящих в неё задач и действий – операций. Целостная деятельность соотносится с понятиями потребности – мотивы; действие – с понятием цели, операция – с понятием условий; с понятием задачи соотносится связь данного действия с реализующими его конкретными операциями».
С.Д. Неверкович считает, что важнейшим этапом анализа деятельности, является выявление тех процессов, благодаря которым реализуется их предметное содержание. Необходимо изучить процессы возникновения самих потребностей и их превращения в мотивы. С появлением мотивов деятельность человека получает чёткую направленность. Затем необходимо выделить и изучить механизмы самого целеполагания, процессы определения субъектом системы целей и постановки ряда задач.
Е.В. Антипова, К.Ю. Задворнов считают, что в основе возникновения потребности в спортивной деятельности лежит интерес к физкультурно-оздоровительным, спортивно – развлекательным, познавательным, эмоциональным, социально-статусным ценностям спорта. Н.Б. Стамбулова отмечает, что выбор спортивной деятельности зачастую происходит спонтанно и является способом удовлетворения сначала только одной, а затем – целого комплекса потребностей. Г.Д. Горбунов включает в этот комплекс следующие потребности: потребность в деятельности, активности, потребность в движении, потребность в реализации рефлексов цели и свободы, потребность в соперничестве, соревновании, самоутверждении, потребность быть в группе, общаться, потребность в новых впечатлениях.
Если потребность является источником активности, то мотивы придают этой активности определённое направление и удерживают человека в рамках данного пути. Для спортивной деятельности характерно большое разнообразие мотивов и их изменчивость в зависимости от этапа спортивной карьеры. Существуют различные подходы к классификации мотивов, свой вариант предлагает Н.Б. Стамбулова:
Классификация мотивов спортивной деятельности:
по направленности на процесс или результат деятельности;
по степени устойчивости;
по связям с целями спортивной деятельности;
по месту в системе;
«Другие Я»;
по доминирующей установке.
А также:
процессуальные мотивы (интерес, удовольствие и др.);
результативные мотивы (ожидание награды, позитивные соц. последствия победы и т.д.);
ситуативные (кратковременные, проходящие);
устойчивые (долговременные, часто многолетние);
смыслообразующие (прямо связанные с целью);
Прочие статьи:
Семья, как специфическая среда для воспитания патриотических чувств
Практика показывает, что дети, внуки, правнуки, если с ними ведётся в семье целенаправленная работа, наследуют боевую и трудовую славу своих отцов, дедов, прадедов, славу советского народа-патриота. Для воспитания у них патриотического сознания и чувств следует активнее использовать неисчерпаемый ...
Понятие «взаимодействие»
Обратимся к рассмотрению понятия «взаимодействие». Взаимодействие опосредуется общением. Благодаря общению люди могут вступать во взаимодействие.
В различных науках толкование понятия «взаимодействие» неоднозначно. В словарях по психологии термин «взаимодействие» трактуется как процесс непосредст ...
Аппликация как вид изобразительного прикладного
искусства
Аппликация (от лат. appllcatio - накладывать, прикладывать) - один из видов прикладного искусства, используемый для художественного оформления различных предметов (одежды, мебели, посуды и т. д.) при помощи прикрепления к основному фону вырезанных декоративных или тематических форм.
Процесс выпол ...