− стимулирование ответственности и независимости;
− акцент на самостоятельных разработках, наблюдениях, чувствах, обобщениях.
Педагог, стремящий учащихся к развитию креативности, должен стимулировать появление вопросов, новых идей, создать благоприятное окружение, которое будет способствовать формированию творческого отношения к окружающей действительности. Педагог должен стремиться к тому, чтобы студенты проявляли всякую мотивацию и обладали личностной увлеченностью. Именно эти факторы, по мнению многих исследователей, есть главные признаки творческой личности. Преподавателю следует помнить также о том, что огромную роль в ходе профессионального становления личности играет образец – личность профессионала («идеальный герой»), на которую ориентируется студент. Более того, педагог должен обладать достаточными знаниями, необходимыми для развития творческого мышления и креативности личности студента, способностью отказаться от стереотипов в мышлении, что приобретает особую актуальность в современных условиях, способностью к самообразованию и самосовершенствованию.
Развитие творческого мышления студентов, обучающихся в НПО с технической направленностью, имеет определенное своеобразие.
В процессе обучения в НПО практически отсутствуют задачи, которые способствовали бы развитию всех мыслительных операций и характеристик мышления. В основном преобладают задания, имеющие решение алгоритмического типа и однозначный ответ. И студент, даже имея необходимые знания, критичность, гибкость и глубину мышления, не всегда способен решать задачи, поскольку присутствует определенного рода стереотип – все задачи решаются с помощью определенно заданных схем и любое решение, выходящее за рамки данной схемы, считается неверным.
Для повышения эффективности работы педагога, направленной на развитие творческого мышления, процесс обучения в НПО должен включать в себя еще и такие компоненты, как:
− формирование знаний о том, что такое творчество, творческое мышление, каковы особенности развития творческого мышления, методы и формы выявления и в разных условиях;
− формирование личностного отношения к учащимся (как, впрочем, и к любому человеку) не как к объекту педагогического воздействия, а как к субъекту контролируемого педагогического взаимодействия, в ходе которого происходит развитие и обучение учащегося;
− обучение основным организационным формам, психологическим и дидактическим методам практической работы с учащимися в образовательных учреждениях разного типа.
Именно таковой должна быть специфика подготовки студентов, обучающихся по данной специальности.
В целом, подготовка таких специалистов позволит будущему педагогу отказаться от стереотипов, строить учебные занятия в соответствии с требованиями, предъявляемыми обществом, делать свои занятия не просто познавательными, разнообразными, а главное эффективными в усвоении и последующем применении знаний.
Таким образом, для успешного профессионального становления личности педагогам необходимо помнить о том, что одна из главных ролей в данном процессе принадлежит творческому потенциалу, который необходимо не только развивать, но поощрять и поддерживать у студентов в процессе обучения в НПО.
Прочие статьи:
Проблема младшего школьного возраста
Младший школьный возраст называют вершиной детства. В современной периодизации психического развития охватывает период от 6-7 до 9-11 лет.
Переход от дошкольного возраста к младшему школьному в литературе редко называют кризисом, а если и называют, то малым кризисом. Это и понятно, так как под кр ...
Приёмы развития творческого мышления младших школьников на уроке
иностранного языка
В исследованиях, посвященных изучению возрастной динамики творческого мышления, отмечается замедление, а в некоторых случаях и снижение у младших школьников развития творческого мышления в целом и отдельных его свойств. В качестве конкретных причин, отрицательно влияющих на развитие творческого мы ...
Содержание и задачи сенсорного воспитания в современной отечественной
педагогике
Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведенные советскими психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в I классе), связана с недостаточной точность ...