Средняя общеобразовательная школа с. Черемхово Красночикойского района в 2005-2010 гг. работала над темой "Современный урок: подходы и проблемы". Современный урок рассматривался как форма обучения детей, которая создает условия для восхождения каждого ученика к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия. Результатом такого урока становится не только реальное знание или умение, важен сам процесс постижения истины. При этом важнейшим качеством процесса оказывается сотрудничество и сотворчество - явления самоценные.
Планируя урок, учитель пытается ответить на вопрос, как сделать так, чтобы ребенок учился с желанием независимо от имеющихся у него способностей и не просто усваивал готовую сумму знаний, но и развивал свои навыки, умения. Этого можно достичь благодаря технологии личностно-ориентированного развивающего обучения И.С. Якиманской. В этой технологии утверждается, что учение есть не производная от обучения, а самостоятельный индивидуальный, личностно-значимый и очень действенный источник развития.
Поскольку центром всей образовательной системы в данной технологии является индивидуальность детской личности, то ее методическую основу составляет индивидуализация (организация учебного процесса) и дифференциация (методика проведения урока).
Свою задачу как педагога я вижу в том, чтобы через уроки истории и обществознания, а также через внеклассную работу по предмету обеспечить развитие творческих и индивидуальных способностей учащихся путем метода дифференцированного подхода.
Объект работы - учебно-воспитательный процесс.
Предмет исследования - разнообразные формы, методы, приемы дифференцированного изучения материала с учетом индивидуальных различий учащихся на уроках истории и обществознания.
Цель работы - выявить наиболее оптимальные приемы и методы дифференциации обучения в период становления личности, позволяющие осуществлять учебно-воспитательный процесс в русле современных требований к качеству образования.
Гипотеза - если при обучении истории и обществознания в системе использовать дифференциацию обучения с учетом индивидуальных способностей то:
учащиеся лучше усвоят изучаемый материал
возрастет готовность учеников к самообучению
"вектор развития" строится от ученика к определению индивидуальных педагогических воздействий, способствующих его развитию.
Задачи работы:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме дифференцированного подхода в изучении истории и обществознания.
2. Описать опыт работы по применению методов и приемов дифференцированного подхода.
3. Показать эффективность этих методов.
По мнению Дайри Н. В.
Дифференциация - это система обучения, пи которой каждый ученик, овладевая некоторым минимумом общеобразовательной подготовки, может адаптироваться в современном мире, а также это разделение с сохранением базового ядра информации.
Цели дифференциации:
а) индивидуализация обучения, основанная на создании оптимальных условий, для выявлений задатков личности, развитии интересов и способностей каждого человека.
б) целенаправленное воздействие на формирование творческого, интеллектуального профессионального потенциала общества.
Варианты дифференциации:
1. Разветвление на потоки учащихся, которые отличаются уровнем интеллектуального развития.
2. Представление учащимся полной свободы в выборе учебного материала, последовательности его изучения, темпы продвижения, самооценки в соответствии с целью обучения.
3. Расширение учебного материала благодаря межпредметным связям и углублению знаний, посредством специализации учебной информации.
Типы дифференциации:
а) внешняя - обеспечивает создание на основе определенных признаков (интересов, склонностей, способностей, достигнутых результатов, проектируемых профессий) относительно стабильных групп, отличающихся предъявляемыми к школьникам требованиям, отражающих различное содержание.
б) внутренняя - организация учебного процесса, при которой учитываются индивидуальные особенности учащихся в условиях организации учебной деятельности. Таким образом, при внутренней дифференциации на уроке личностно-ориентированное обучение достигается за счет педагогических технологий.
Виды дифференциаций:
1. по общим способностям (на основании учета общего уровня обученности, развитием у учащихся отдельных особенностей психического развития: памяти, мышления, познавательной деятельности);
2. по частным способностям (различные уровни способностей к тем или иным предметам)
3. по неспособностям (речь идет о детях, обучающихся в классах коррекции)
4. по проектируемой профессии.
5. по интересам
6. по обучаемости, определенной характером психических процессов (мышления, восприятия и т.д.).
Прочие статьи:
Понятие
современного урока
Современный урок - продукт современной культуры, выражающий все основные мировоззренческие тенденции общества. В наше время урок порожден стремлением гуманизировать действительность, признать человека как наивысшую ценность, предоставить максимум свободы для индивидуального развития, утвердить в п ...
Уровни самостоятельной продуктивной
деятельности
Исследования педагогов и психологов позволяют выделить условно четыре уровня самостоятельной продуктивной деятельности учащихся, соответствующие их учебным возможностям:
Копирующие действия учащихся по заданному образцу. Идентификация объектов и явлений, их узнавание путем сравнения с известным о ...
Наиболее эффективные средства развития и сплочения детского коллектива
Коллективное творческое воспитание - особый способ организации жизнедеятельности детей и взрослых, предполагающий совместную деятельность, направленную на улучшение совместной жизни. Коллективное творческое дело (КТД) является важнейшим структурным компонентом методики коллективно-творческого восп ...