В процессе развития творческого потенциала желательно в максимальной степени опираться на положительные эмоции учащихся (удивления, радости, симпатии, переживания успеха и т.д.). Отрицательные эмоции подавляют проявления творческого мышления.
Однако творчество – это не просто всплеск эмоций, оно неотделимо от знаний, умений, а эмоции только сопровождают его, одухотворяют деятельность человека. При решении каких-либо задач происходит акт творчества, находится новый путь или создается нечто новое. Вот здесь- то и требуется развитие особых качеств ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, находить связи и воображать все то, что в совокупности и составляет творческие способности.
Умение сопоставлять, анализировать, комбинировать, находить новые подходы – все это в совокупности и составляют творческие способности.
Учащиеся обладают разнообразными потенциальными способностями. Природа наделила их способностью ярко и эмоционально мыслить, сопереживать новому, целостно воспринимать мир. Задача учителя технологии - выявить и развить творческий потенциал в доступной и интересной для учащихся деятельности.
Практика показывает, что развивать способности - это, значит, вооружить учащегося способами деятельности, дать ему в руки ключ, принцип выполнения работы, создать условия для выявления и расцвета его одаренности. Способности не просто проявляются в труде, они формируются, развиваются, расцветают в нем и гибнут в бездействии. Поэтому для развития творческой деятельности необходимо создания определенных условий.
1. Раннее начало.
2. Умная, доброжелательная помощь взрослого.
3. Доверительная атмосфера сопереживания, сотрудничества
4. Мотивация задания.
Уроки технологии и творчества немыслимы без создания особой эмоциональной атмосферы увлеченности, которая способствует созидательной, творческой деятельности. Она достигается с помощью живого слова учителя, его бесчисленных диалогов с учениками, музыки, зрительных образов, поэтического текста, игровых ситуаций.
Процесс творчества есть выход за пределы стереотипов. Исследователи убеждены в том, что наличие всякой мотивации и личностной увлеченности является главным признаком творческой личности. К этому часто добавляют такие особенности, как независимость и убежденность.
Таким образом, у творческих людей можно выделить следующие черты:
– независимость — личностные стандарты важнее стандартов группы;
– беспристрастность оценок и суждений;
– открытость ума — готовность поверить своим и чужим фантазиям;
– восприимчивость к новому и необычному;
– высокая толерантность к неопределенным и неразрешимым ситуациям;
– конструктивная активность в этих ситуациях;
– развитое эстетическое чувство, стремление к красоте.
Особую роль в развитии творческого потенциала учащихся играет личность учителя. Именно на него ложится главная ответственность за выявление потенциальных способностей и талантов, он в ответе за судьбу подрастающего поколения. Школа должна научить не только логическому, но и творческому мышлению, развить чувства.
Во-первых, задача учителя заключается в том, чтобы повысить уровень детского восприятия окружающей действительности: в предметах, явлениях, поступках. Научить учащихся понимать истинную красоту, которая не всегда может быть яркой, громкой, а может быть тихой и спокойной, скромной и неброской. А, во-вторых, нужно учить не только воспринимать доброе и прекрасное, но и подводить их к тому, чтобы они были деятельными в своей жизни. Вместе с тем, одна из важнейших задач педагога – научить творческому видению. Ведь, именно, это умение отличает человека-творца, человека-созидателя.
Профессионально-педагогическая деятельность творчески работающих учителей связана с качеством выполнения следующих функций: формирующей, диагностической, прогностической, конструктивной, организаторской, коммуникативной, исследовательской, общественно-политической, аналитической.
Изучение готовности учителя к реализации указанных функций на творческом уровне осуществлялось методом моделирования, наблюдения за реальным учебно-воспитательным процессом, проведением деловых игр различных модификаций, методом экспертных оценок. Установлено, что, реализуя формирующую функцию, учитель строит учебно-воспитательный процесс на методологической основе; свободно ориентируется в современных психолого-педагогических концепциях обучения и использует их как основу в своей практической деятельности; имеет прочные и разносторонние знания по своему предмету, значительно превышающие знания программы; свободно ориентируется в специальной и методической литературе, творчески ее использует; преподает с увлечением, испытывает потребность в педагогической деятельности; творчески использует формы и методы учебно-воспитательного процесса и создает свои; умело стимулирует самообразование и самовоспитание учащихся; обеспечивает глубокие и прочные знания учащихся по своему предмету, стремится к достижению высокого уровня воспитанности учащихся.
Прочие статьи:
Обоснование немецкого метода С. Гейнике
Самуэлю Гейнике, основателю сурдопедагогики в Германии, обучение глухих людей устной речи обязано своим дальнейшим развитием и обоснованием.
Основополагающий тезис о том, что звуковая речь у глухого связана с речедвигательными ощущениями и может стать для глухого речью с самим собой, т. е. внутре ...
Особенности обучения младших школьников программированию
Информатизация начального образования на современном этапе является актуальным социально-востребованным процессом, важнейшим элементом изменяющейся парадигмы начального образования.
Образовательный стандарт начальной школы пока не декларирует идею начала изучения информатики 1 сентября в 1 классе ...
Категория общения в психолого-педагогическом исследовании
В жизни человека общение не существует как обособленный процесс или самостоятельная форма активности. Оно включено в индивидуальную или групповую практическую деятельность, которая не может ни возникнуть, ни осуществиться без интенсивного и разностороннего общения.
Между деятельностью и общением ...