Педагогическая наука о сущности творческого потенциала и особенностях его развития

Новая педагогика » Педагогические условия развития творческой личности учащихся НПО » Педагогическая наука о сущности творческого потенциала и особенностях его развития

Страница 3

Творчески работающий учитель проявляет большой интерес к диагностической деятельности. При изучении личности учащегося и коллектива он руководствуется методологическими принципами, использует различные методы и конкретные методики, может всесторонне охарактеризовать личность и коллектив. Функция прогнозирования реализуется на основе владения глубокими знаниями из области закономерностей формирования личности и коллектива; учитель знает «зону ближайшего развития» каждого ученика и на этой основе строит свое взаимодействие с ним, подходит к нему с «оптимистической гипотезой»; строит учебно-воспитательный процесс с учетом диагностических данных и перспектив.

Учитель, реализующий на творческом уровне конструктивную функцию, обнаруживает стремление к целевому комплексному планированию своей деятельности на основе знания теории управления, психологических и дидактических основ построения учебно-воспитательного процесса.

Для привлечения к творчеству педагог должен учитывать многие факторы, которые развивают ученика.

1. Интересы ученика, личные качества, навыки, склонности.

2. Нужно учитывать то, что никто кроме него не даст «верного» решения стоящей перед ним творческой задачи.

3. При выборе форм уроков, нужно учитывать то, что лучше всего может увлечь детей, а именно выбирать те занятия, где можно пофантазировать, и насколько возможно окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которая бы стимулировала бы самую разнообразную его творческую деятельность.

4. Как в игровых уроках, так и в обычных, нужно учитывать то, что ребенок начинает самовыражаться, начиная с первого класса. И поэтому, ему нельзя слишком сильно навязывать свое видение, а только подсказать, намекнуть, направить на правильный путь, поощрить нестандартный подход.

Признание ученика главной действенной фигурой учебно-воспитательного процесса, реализация проблем творческого развития личности требуют разработки педагогических технологий, целью которых является не накопление знаний и умений, а постоянное обогащение творческим опытом и формирование механизма самоорганизации каждого ученика. В науке и до сих пор дискутируется проблема, можно ли научиться творчеству, творческого мышления; однако опыт работы экспериментальных школ и НПО дает возможность утвердительно отвечать на этот вопрос. Главная цель этих учебных заведений - преодоление отчуждения ученика от окружающей среды и предоставления ему возможности самому активно осваивать его. Только в процессе самостоятельной деятельности у ребенка могут быть сформированы навыки непрерывного интеллектуального саморазвития.

1.4 Роль творческого мышления в формировании профессиональных качеств у студентов НПО

развитие творческий личность учащийся

Постоянно изменяющиеся социально-экономические условия в нашей стране приводят к тому, что различные сферы требуют все более и более подготовленных специалистов, обладающих «гибкостью», способностью к адаптации, творческим мышлением, способностью к саморазвитию, восприятию чего-то нового и необычного, способностью быстро и правильно находить пути выхода из различных нестандартных жизненных ситуаций. Поэтому становление у учащихся в процессе обучения в НПО творческих качеств – одна из важных сторон профессиональной подготовки будущих специалистов.

Основная проблема заключается в том, что изучение творчества, а тем более становление творческих качеств является процессом субъективным и достаточно углубленным. Традиционная система обучения не всегда способна развить творческое мышление, поскольку основана на запоминании информации и накоплении фактов. Поэтому считается необходимым ввести в процесс обучения специальные курсы, а также задания, позволяющие развивать творческое мышление и использовать в дальнейшем творческие способности не только в учебной и профессиональной деятельности, но и в жизни.

Психологами был выделен ряд условий, стимулирующих и способствующих развитию творческого мышления:

− ситуации незавершенности или открытости, в отличие от жестко заданных и строго контролируемых;

− создание, разработка приемов и стратегий, предметов и инструментов для последующей деятельности;

Страницы: 1 2 3 4


Прочие статьи:

Общая характеристика содержания и средств обучения в системе М. Монтессори
В видении монтессори-педагога каждый ребенок от рождения наделен ему одному свойственным потенциалом развития. Раскрыться этот потенциал может только в собственной деятельности ребенка. Путь развития и совершенствования у каждого человека свой. Задача образования при этом сводится к тому, чтобы с ...

Мотивационная сфера школьника. Общее понятие мотива и мотивации в учебно-спортивной деятельности
Мотивация как система действий, отвечающих за побуждение деятельности, просит понятия, которое структурировало бы эту систему. В качестве такового понятия выделяют отдельный мотив, потребность либо желание как «единицу» мотивации. Слово мотив по своему происхождению – «приводящий в движение». Поб ...

Групповая работа на уроке как часть дифференцированного подхода
Групповая работа на уроке является частью целого раздела организации учебной деятельности - дифференцированного подхода в обучении, форма организации учебной деятельности школьников с учетом их возрастных интересов, склонностей и проявляющихся способностей. Дифференцированный подход занимает пром ...

Меню сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru