3. Период завершающей речи речь - дети описывают уже выполненную работу или часть ее. Путем регулирования (постепенного увеличения) интервалов между деятельностью ребенка и его ответом по поводу сделанного достигается разная сложность завершающей речи. При постепенном уменьшении зрительной опоры на выполненную работу осуществляется последовательный переход к контекстной речи.
4. Период предваряющей речи - дети рассказывают о том, что они намерены делать. У них развивается умение пользоваться речью вне наглядной опоры, планировать свою работу, заранее называть и объяснять то действие, которое им еще предстоит сделать. Усложняется фразовая речь: дети произносят несколько связанных по смыслу фраз, пользуются фразами сложной конструкции, самостоятельно строят рассказ. В этом периоде их учат логически мыслить, последовательно и грамматически правильно излагать свою мысль, употреблять слова в их точном значении.
5. Период закрепления навыков самостоятельной речи - рассказы детей о всем процессе изготовления той или иной поделки, их вопросы и ответы о своей деятельности, высказывания по собственному желанию и т. д.
Последовательность логопедических занятий с заикающимися школьниками-подростками подробно излагает 3.С.Ходорова, которая рекомендует проводить эти занятия «по курсовому методу, построенному по определенной системе. Курсовой метод строится следующим образом:
1) первый курс логопедической работы длится 3 месяца, при занятиях через день;
2) затем следует систематическая самостоятельная речевая работа заикающегося - дома по плану, указанному ему логопедом;
3) периодические зарядки заикающегося в группе в назначенные логопедом сроки - один раз в месяц при более стойкой речи у заикающихся и 2-3 раза в месяц при менее стойкой речи по окончании первого курса. Затем необходим повторный курс, который проводится через 6 - 8 месяцев после первого курса. Логопедические занятия первого курса логопедического воздействия на заикающихся школьников и подростков расположены в «последовательном порядке возрастающей трудности. Основные виды речевой работы могут быть сведены к следующим: 1) счетная, фразовая и стихотворная зарядки; 2) вопросы и ответы; 3) чтение в группе; 4) ведение группы самими заикающимися и разбор речи выступающих (ведущий и ответчик); 5) подготовленная речь - сообщение проработанного дома урока; 6) неподготовленная, или свободная, речь - сообщение по желанию о событиях дня в школе, на катке, речь, услышанная по радио, о виденном в кино, в театре и т. д.; 7) неподготовленная речь в форме воспроизведения на память содержания прежде прочитанных книг, фактов, имеющих место в прошлом, сообщение о жизни в лагере, о проведенных каникулах и т. д.; 8) работа над изложением своих мыслей - составление рассказов на определенные темы, данные логопедом и придуманные самими школьниками;
9) работа на внимание
- коллективный рассказ всей группы
(с соблюдением усвоенных правил речи).
С А. Миронова предложила систему преодоления заикания у дошкольников в процессе прохождения программы средней, старшей и подготовительной групп детского сада по разделам: «Ознакомление с окружающей природой», «Развитие Речи», «Развитие элементарных математических представлении», «рисование, лепка, аппликация, конструирование».
Автор ставит перед логопедом программные и коррекционные задачи, которые решаются в течение четырех этапов (кварталов) последовательно усложняемой коррекционной работы. При прохождении программы массового детского сада предлагаются некоторые ее изменения, связанные с речевыми возможностями детей: использование в начале учебного года материала предыдущей возрастной группы, перестановку некоторых тем занятии, удлинение сроков изучения более трудных тем и др.
Коррекционные задачи первого квартала состоят в обучении навыкам пользования простейшей ситуативной речью на всех занятиях. Значительное место занимает словарная работа: расширение словаря, уточнение значений слов, активизация пассивного словарного запаса.
Прочие статьи:
Разработка средств обучения и
контроля
Для объяснения материала темы «Основные приемы проведения проверки предприятия» мною разработан учебно-методический комплекс занятия (УМК). Данный комплекс обеспечивает двустороннюю деятельность преподавателя и обучающихся, включает компоненты для обеспечения процессов преподавания и учения в их е ...
Определение понятия "дошкольное образование"
Этот термин распространен во всем мире, но для российских педагогов он еще не совсем привычен. По словам представителя Министерства образования и науки И.Реморенко, "нашим традициям ближе понятие образование детей старшего дошкольного возраста".
В основном дошкольная подготовка осуществ ...
Особенности математического мышления младших школьников
Изучение мышления школьников приобрело в последнее время особую остроту. Но наибольшее внимание практиков и теоретиков обучения обращено к проблеме развития логического мышления. Вопросы умственных (вообще интеллектуальных) возможностей детей школьного возраста никогда ранее не разрабатывались так ...