Методики устранения заикания у подростков в условиях медицинского стационара, разработанная сотрудниками Научно-исследовательского института уха, горла, носа Министерства здравоохранения РСФСР под руководством проф. С. С. Ляпидевского, содержит шесть основных этапов логопедической работы:
1) подготовительный (2-3 дня);
2) установочный (вступительная конференция, специальный инструктаж в плане психотерапии);
3) максимальное ограничение в речи (10—14 дней);
4) активная перестройка речевых навыков (3—4 недели);
5) закрепление правильных речевых навыков (3—5 недель);
6) заключительный (выпускная конференция, специальный инструктаж).
Методики устранения заикания у подростков и взрослых А. Е. Евгенова и М. В. Смирнова в поликлинических условиях.
Первый период (14 занятий) содержит артикуляционные и дыхательные упражнения; счетную и фразовую зарядки; вопросы и ответы; несложные сообщения; короткие стихотворения.
Второй период (12 занятий) включает речевую разрядку; чтение, изложение прочитанного; рассказ на данную тему; рпктику разговорной речи; объединенные занятия.
В третьем периоде (12 занятий) заикающимся предлагаются небольшие доклады; работа с художественным материалом (стихотворение, художественная проза); драматизация; экскурсии (индивидуальные и групповые); отчеты лечащихся как особая форма речевой работы.
По методике И.А Абелевой, Л.П. Голубевой, А.Я. Евгеновой, Н.Ф. Синициной, М.В. Смирновой рекомендуется начинать занятия с дыхательных, голосовых и артикуляционных упражнений. Предусматривается работа над гласными звуками; словами (с ударным гласным на первом, втором, третьем, четвертом слоге); фразами (начинающимися со слов с начальным гласным, согласным звуком; фразы с одной, двумя, тремя дыхательными паузами). В последовательном усложнении речевых упражнений следует работа над песнями; стихотворной речью (сказки в стихах, стихотворения, басни); чтением; заучиванием текстов наизусть; пересказыванием прочитанного текста; сообщением на заданную тему; текстом драматических произведений. После этого следует практика разговорной речи (диалоги-сценки, телефонные разговоры, речевые игры).
В последние годы весьма обоснована необходимость психотерапевтического воздействия. В системе логопсихотерапевтической работе с подростками и взрослыми находят место суггестивные формы психотерапии (гипноз, самовнушение, аутотренинг). Разработанная методика устранения заикания у подростков и взрослых в условиях медицинского стационара средствами психотерапии В.М.Шкловского включает 5 этапов работы:
- подготовительный;
- перестройка патологических речевых навыков и нарушенных отношений личности;
- закрепление достигнутых результатов;
-диспансеризация и профилактика;
- санаторно-курортное лечение.
Рассматривая комплексное воздействие на заикающегося как совокупность логопедической и психотерапевтической работы, логопедическую работу подразделяет на две части: подготовительную и активную тренировку плавности и слитности речи. В первую часть включается: коррекция дыхания, регистра и тембра голоса; выработка правильного ритма и темпа речи; овладение «эталонами», «формулами» речи; выявление потенциальных речевых возможностей заикающихся. Во второй части логопедической работы, продолжая занятия по тренировке плавности и слитности речи, закрепляются навыки слитной речи до ее автоматизации.
Методика Ю.Б. Некрасовой - главная цель работы - изучение положительных, продуктивных состояний, развивающихся на фоне повышения эмоционального тонуса и уровня психической активности.
Разработанная Некрасовой методика системы логопсихотерапии позволяла вызывать, пролонгировать и закреплять положительные психические состояния и таким образом переводить личность на более высокий уровень развития.
Главная задача: переход от прежнего устойчивого состояния болезни в устойчивое состояние здоровья. Финалом работы Некрасова считала возникновение устойчивого состояния, носящего следующие характеристики:
Прочие статьи:
Роль предметной развивающей среды в формировании детей раннего дошкольного
возраста
Предметно-развивающая среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, функционального моделирующая содержание его духовного и физического развития. Обогащенная среда это единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка.
Окружающая среда рассм ...
Психолого-педагогические характеристики старшеклассников
Старшеклассники - это учащиеся старшей школы, как правило, этот период является началом юности.
Юность - период жизни от отрочества до взрослости. Возрастные границы здесь достаточно условны, хотя в различных периодизациях они определяются от 15-16 до 21-25 лет.
Старший школьный возраст - началь ...
Особенности просодической стороны речи у заикающихся
В последнее время все больше внимания обращается на изучение просодической стороны речи людей, страдающих заиканием. М.Вингейт говорит о заикании как о «просодическом дефекте», который проявляется в перемежающихся нарушениях ударений. Г.Бергман также сводит заикание к нарушению просодики. По его д ...