На заре общественного развития накопленный багаж примитивных знаний, умений и навыков был крайне скуден и познание его происходило в ходе самой работы, направленной в первую очередь на удовлетворение жизненных биологических и незатейливых культурных потребностей. По мере накопления богатства и опыта усложняется и процесс обучения. С появлением наук он стал самостоятельным. Обучать могли только специально подготовленные люди-учителя.
Так было в Древнем Египте, Греции, Китае и Римской империи, у славян и других народов. Так, например, в Древнем Риме и Греции обучение детей осуществлялось в школах. Но особенно престижным в богатых семьях было нанимать учителя, который занимался бы с одним ребенком. Эта форма считалась наиболее оптимальной. Она получила широкое распространение в ряде стран, в том числе и в Древней Руси. Дожила она и до наших дней. Те, кто не мог понять специалиста, отдавали детей в школу.
Обучение в них строилось на основе страха физического наказания за неуспеваемость и плохое поведение. Щелчки, удары, шлепки были обычным явлением. За плохую учебу, за шалости и другие провинности секли розгами.
Вот, например, как описывает учение в таких школах на Руси русский историк М.В. Довнар-Запольский: "Ученики приводились из класса в класс не по знаниям, а по возрасту. Учение велось не с целым классом, а с каждым учеником в отдельности. В одном и том же возрасте, то есть классе, один ученик изучал дивизии (то есть деление), другой - мультипликацию (умножение), а третий еще сидел на складках (то есть сложении), - одним словом. Сколько учеников, столько и классов".
Ясно, что у одного учителя в одном помещении не могло быть много учеников. Он вынужден был вызывать, проверять и спрашивать каждого, давать ему задание. В связи с развитием производства и прогрессом науки уже в середине века в Западной Европе возросла потребность в грамотных людях.
Увеличилось количество школ. Наиболее престижным из них стали в этот период иезуитские, которые положили отпечаток на все будущее образование. Иезуитский орден образовался в первой половине 16 века и существовал около двух с половиной столетий.
Иезуиты хорошо понимали роль обучения и воспитания молодежи в жизни, в сохранении господства над народом. Поэтому они взяли в свои руки учебные заведения во всех католических странах. Учебный процесс в них строился на основе " кнута и пряника".
Кроме этого, следует сказать, что в иезуитских школах учебный год заканчивался проведением экзаменов. Но и в ходе учебы контроль был постоянным. Например, ежемесячно проходили письменные испытания, на основании которых всех учеников делили на две группы. Худших сажали на последние скамейки, лучшие становились помощниками учителя. Они обязаны были ежедневно, до начала занятий, спрашивать пять прикрепленных к ним учеников по заданным урокам, в специальном нататнике ставить им оценки, а потом на уроках докладывать о результатах учителю, который проверял литодан опроса правильность выставленных оценок. Проверять было не сложно, потому что основным способом учения являлось заучивание наизусть. Широкое распространение получило соревнование, заключающееся в том, что у каждого ученика имелся антипод, который радовался провалу своего одноклассника. Он всегда готов был в случае затруднения или даже запинки во время опроса ответить за него или исправить, уточнить, дополнить его ответ. Если удавалось победить своего соперника, то победитель садился на место потерпевшего поражение, ближе к учителю, а тот отправлялся на дальние скамейки.
Взгляды Яна Амоса Каменского в тоже время (16 век) были прогрессивными. Он решительно выступал против физических наказаний, которые вызывают у учащихся страх и отбивают у них охоту к познавательной деятельности. Он предложил обучать всех мальчиков и девочек как из богатых, так и из бедных семей одинаково. Ян Амос Каменский считал необходимым очень строго следить за успеваемостью каждого ученика, но не через физические наказания.
Прочие статьи:
Детский оздоровительный лагерь и его функции
Летние каникулы для школьников – это восстановление здоровья, и развитие творческого потенциала, и совершенствование личностных возможностей, и приобщение к культурным и образовательным ценностям, и вхождение в систему новых социальных связей, и воплощение собственных планов, и удовлетворение инди ...
Краткая характеристика системы обучения Л.В. Занкова
Система Л.В. Занкова представляет собой единство дидактики, методики и практики. Единство и целостность педагогической системы достигаются благодаря взаимосвязи образовательных задач всех уровней. К ним относятся:
– цель обучения – достижение оптимального общего развития каждого ребенка;
– задач ...
Дидактические условия развития творческой личности
у учащихся
Для проверки выдвинутой нами задачи об эффективности эстетического образования в развитии творческой личности было организовано экспериментальное исследование.
Исследованием (2009 г.) было охвачено 40 учащихся НПО первого курса гуманитарной специальности Монтажного колледжа. В качестве эксперимен ...