Педагогическое планирование

Страница 2

Планирование предполагает создание программы управления познавательной деятельностью учащихся. В ней учитель фиксирует важные моменты управления процессом: кого и когда спросить, где вводить проблему, как перейти к следующему этапу занятия и т. д. Программа управления отличается от традиционного плана урока четким, конкретным определением управляющих действий. При этом предполагается, что учитель хорошо знает фактический материал, свободно ориентируется в учебном предмете. В плане обычно указываются класс, с которым проводится урок, дата проведения урока, изучаемая тема, тема урока, номер урока по изучаемой теме (место урока в системе уроков), триединая цель урока и его задачи, тип урока, ход урока, распределение времени по этапам урока, время для самостоятельной работы учащихся с учетом фронтальной и индивидуальной работы учителя с детьми, основные элементы содержания проверяемого и нового материала, приемы и способы изучения: беседа (тогда намечаются вопросы), упражнения (задания должны быть предварительно освоены учителем), методы изложения, необходимое для организации учебной деятельности оборудование для учащихся и учителя, домашнее задание (если таковое необходимо).

Приведем пример краткого плана урока.

План урока:

7 класс. Урок № ….

Тема года:

«Изобразительное искусство в жизни людей»

Тема четверти:

«В каждом рисунке-солнце»

Тема урока

: «Весна в произведениях русских художников»

Цель

: Познакомить детей с произведениями великих русских художников

Задачи:

Образовательная: ознакомление с произведениями изобразительного искусства.

Воспитательная

: воспитание умения восхищаться неповторимой красотой родной природы, духовной красоты, которая присутствует в природе.

Развивающая:

развить умение замечать в природе прекрасное и анализировать свои впечатления.

Тип урока

: урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Форма: фронтальная

Оборудование:

репродукции – Ф. Васильев «Оттепель», А. К. Саврасов «Грачи прилетели», С. В. Герасимов «Лёд прошёл». И. И. Левитан «Первая зелень», стихотворение о весне. Пьеса П. И. Чайковского «Времена года», презентация к уроку «Весна в произведениях русских художников».

План:

1. Организация класса (2 мин.)

2. Постановка темы урока (5 мин.)

3. актуализация знаний учащихся (5 мин.)

4. Вводная беседа (10 мин.)

5. Анализ произведений изобразительного искусства (20 мин.)

6. Итог урока (3 мин.)

Часто реальный ход урока по вполне объективным причинам не совпадает с запланированным, поэтому учителю необходимо предусмотреть возможность интерпретации содержания урока в сокращенном виде или возможность использования на уроке дополнительного материала. При подготовке к уроку полезно также провести анализ поурочных планов прошлых лет, сопоставление которых с новым планом даст возможность учителю корректировать свою деятельность.

Каждая учебная программа по изобразительному искусству предлагает свои темы и содержание, средства осуществления целей и задач обучения. Вместе с тем каждый учитель по-своему видит, воспринимает, чувствует, имеет разный эмоционально-ценностный опыт и т. д. Поэтому любая тема, проблема урока сначала осмысливаются учителем через собственное, субъективное прочтение. В идеале он становится произведением педагогического искусства.

Закономерно, что урок искусства, урок-образ должны строиться и проектироваться по законам искусства, а специфическая форма познания - переживания – должна стать особой формой обучения. Такой подход может быть реализован при внесении в урок принципа художественно-педагогической драматургии, когда замысел урока - его основная цель, сценарий урока - реализация замысла, а драматургия самого процесса урока - сюжет с наличием эмоционально-образных акцентов (эпилог, завязка, кульминация и развязка). При этом сценарий урока строится на основе того содержания, которое должен усвоить ученик, а учебно-воспитательные задачи решаются на художественном материале самого предмета.

Страницы: 1 2 


Прочие статьи:

Процесс влияния взрослого на формирование мотивационно-целевой направленности личности
Проблема влияния взрослого на формирование мотивации не сводится к передаче средств и способов познавательной деятельности. В некоторых работах это влияние объясняется значимостью для детей общения со взрослым и их чувствительностью к его поощрениям и порицаниям (Д.Б. Годовикова, 1984; Т.М. Земля ...

Игра при подготовке к изучению нового материала
На этом этапе игра ложится в основу игровой учебно-познавательной задачи. Готовясь к игре, учащиеся должны взять необходимую для ее проведения информацию (имена, даты, термины, образы и особенности эпохи и т.д.) из изучаемого нового материала. Постановка игровой учебно-познавательной задачи, пред ...

Психологическая характеристика типов темперамента
Эффект педагогического воздействия в равной мере зависит от двух факторов: от содержания и динамики самого воздействия и от активности содержательных и динамических особенностей обучаемого. Внешние причины всегда действуют через посредство внутренних условий. К этим внутренним условиям, например, ...

Меню сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru