При анализе психологических особенностей личности школьника с интеллектуальной недостаточностью необходимо, прежде всего, исходить из того, что внешние воздействия на человека всегда опосредуются его внутренними условиями. «При объяснении любых психических явлений, — пишет С. Л. Рубинштейн,— личность выступает как воедино связанная совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия».
Важнейшими компонентами внутренних условий личности являются история ее развития и свойства нервной системы. Поскольку история развития и высшая нервная деятельность школьника с интеллектуальной недостаточностью характеризуются глубоким своеобразием, его личность сильно отличается от нормально развивающегося школьника.
Своеобразие развития личности умственно отсталого школьника обусловлено нарушением познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы. В основе этого нарушения лежит аномальное, атипичное развитие психики, обусловленное поражением головного мозга. Идеалистическая психология и дефектология считают, что психике ребенка с интеллектуальной недостаточностью присущи неизменные, изначально заложенные в ней свойства. Советские психологи и дефектологи считали, что психические особенности аномального ребенка складываются в процессе развития.
В силу поражения головного мозга психическое развитие ребенка с интеллектуальной недостаточностью характеризуется существенными отклонениями от нормы. Использование специальных приемов и методов обучения и воспитания позволяет в существенной мере преодолеть недостатки психического развития и сформировать у них необходимые черты личности и общественные нормы поведения.
Представление о том, что развитие личности ребенка с особенностями в развитии предопределяется имманентно присущими ему особенностями, совершенно несостоятельно. Имеющиеся у такого ребенка дефекты не могут сами по себе определить особенности его психических процессов и свойств личности. Эти процессы и свойства формируются у умственно отсталого ребенка, как и у нормального, в процессе взаимодействия с окружающей действительностью и при этом зависят в значительной мере от того, какое воздействие оказывают на «его взрослые в процессе воспитания и обучения.
Поражение центральной нервной системы делает развитие умственно отсталого ребенка аномальным, но не предопределяет предела, который он ни при каких условиях не может преодолеть. Развитие умственно отсталого, как я развитие нормального ребенка, характеризуется качественными сдвигами. Уровень развития умственно отсталого ребенка зависит от эффективности коррекционно-воспитательных мероприятий, осуществляемых в процессе обучения и воспитания.
Как показывает опыт советской вспомогательной школы, под влиянием специального обучения и воспитания личность ребенка с особенностями психофизического развития значительно изменяется. Педагогу удается привить такому ребенку интерес к учению и к полезной практической деятельности, расширить представления об окружающей действительности, развить познавательные возможности, потребности и интересы. По окончании школы учащиеся устраиваются на работу, добросовестно трудятся и принимают посильное и активное участие в общественной жизни.
Своеобразие познавательных процессов, строения деятельности и мотивационной сферы налагает большой отпечаток на развитие личности, действия и поступки умственно отсталых детей.
Что это действительно так, видно хотя бы из следующего факта. Для успешного осуществления любой деятельности необходимо ясно представлять себе цель и средства ее достижения. Если цель осознается неясно, смутно, неопределенно, нельзя осуществлять ее достаточно планово, правильно контролировать и оценивать полученные результаты. Не меньшее значение имеет ясное понимание того, какими средствами можно достигнуть желаемой цели. Вместе с тем в ряде случаев при отсутствии соответствующего руководства со стороны учителя и окружающих умственно отсталый школьник, не осознавая ясно поставленной перед ним задачи и путей ее решения, не согласовывает свои действия с ее требованиями и фактически решает более простую задачу. Это, конечно, сказывается на поведении и деятельности умственно отсталого школьника, делает их глубоко специфичными.
Как показывают экспериментально-психологические исследования, при патологических состояниях головного мозга нарушаются не только познавательные процессы, но и целенаправленность деятельности. Как указывает Б. В. Зейгарник, в случае поражения головного мозга нарушение мышления заключается не только в том, что человек перестает правильно познавать окружающую действительность, но и в том, что он не может действовать адекватно поставленной цели.
Большинство детей с интеллектуальной недостаточностью подменяют и упрощают, но не теряют цель.
Прочие статьи:
Ключевые проблемы финансирования общего образования
в Челябинской области
Нормативное финансирование образовательных учреждений Челябинской области осуществляется в соответствии с Законами Челябинской области:
- от 24 апреля 2008 года № 264-ЗО «О нормативах финансирования муниципальных образовательных учреждений»;
- от 22 декабря 2005 года № 438-ЗО «О предоставлении с ...
Роль профориентационной работы вуза в самоопределении школьников: результаты
социологического опроса
Самой обширной аудиторией потребителей образовательных услуг тюменских вузов являются учащиеся 11 классов. С целью выяснения мотивов поступления в ТюмГНГУ, а также общих тенденций в выборе специальности, 26 ноября 2006г. на Дне открытых дверей был проведен социологический опрос школьников тюменски ...
Виды дисграфии
Классификация дисграфии осуществляется на основе различных критериев: с учетом нарушенных анализаторов, психических функций, несформированности операций письма.
О.А. Токарева выделяет 3 вида дисграфии: акустическую, оптическую, моторную.
При акустической дисграфии отмечается недифференцированнос ...