Дифференцированный подход к преподаванию истории в системе развивающего обучения

Новая педагогика » Дифференцированный подход к преподаванию истории в системе развивающего обучения

Страница 4

2) Даты основных событий:

1700 - 17211672 - 1725

27 июня 17091714

1682 - 17251720

3) Написать о событии, которое запомнилось. Оценить деятельность Петра I.

2 группа

а) Написать о реформах Петра I в области экономики; создании армии и флота; развитии культуры

б) Оценка деятельности Петра I.

3 группа

Написать сочинение-рассуждение "Петр I как человек и политик". Предварительно учитель составил план

1. Вступление. Историческая обстановка в стране.

а) Детство и юность Петра

б) Роль Петра I в Северной войне

в) Роль Петра I в реформировании армии, развитии экономики в области культуры

г) Роль Петра I в подавлении Астраханского восстания и восстания К. Булавина

д) Что нравится и что не нравится в личности Петра I.

Написание сочинений - это первая ступень подготовки к написанию реферата. Слово "реферат" латинское по происхождению, означает краткое письменное изложение сущности какой-либо проблемы. Это анализ, обобщение и аргументированное изложение собственной точки зрения на рассматриваемую проблему.

Сильные ребята могут, заинтересовавшись какой-либо проблемой, изучить ее путем написания реферата.

Показателями обучаемости по Марковой

1. Умеет ли ребенок работать в ситуации помех.

2. Желание ребенка работать с дополнительной информацией.

3. Желание ребенка выполнять более сложные задания.

4. Желание и умение принять помощь другого человека.

Что можно дифференцировать?

1. Содержание

2. Объем информации

3. Степень сложности

4. Время изучения какого-либо блока информации

5. Цели (общеобразовательные, профильные, профессиональные).

Когда дети приходят в пятый класс, необходимо определить этапы усвоения темы:

1. Изложение нового материала учителем.

2. После объяснения материала проводится диагностический тест (можно предложить кратко изложить материал в виде рассказа, выделить ключевые понятия). Результат объявляется сразу после его выполнения. Критерий оценки - эталон полного усвоения знаний и умений.

3. После объявления результатов теста учеников делят на две группы: достигших и не достигших полного усвоения материала.

4. Основное внимание учитель уделяет тем ученикам, которые не смогли продемонстрировать полное усвоение. Остальные работают индивидуально.

5. Работа завершается повторным диагностическим тестом и определяется уровень обучаемости ребят.

Образовательный процесс строится на учебном диалоге ученика и учителя, который направлен на совместное конструирование программ. Например, в 5 классе после изучения темы "Первобытное общество" я даю ребятам следующее задание: из набора слов: стадо, охота, рыболовство, камень, дубина, рубило, собирательство и т.д. выбрать.

1. что относится: а) к орудиям труда; б) занятия людей; в) как жили люди во что они объединялись?

И здесь определяется уровень знаний детей, а затем, те, кто справился с заданием работают индивидуально, а те, кто не справился, слушают рассказ учителя по этим понятиям и опять выполняют это же задание. Т.е. в данном случае очень хорошо прослеживается уровень обучаемости ребенка.

Дифференцированный подход в изучении истории можно применять на разных этапах урока.

Итоговый контроль после изучения темы предусматривает задания с нарастающей степенью сложности:

а) даты основных событий, или перечисляются события нужно определить когда это было?

б) объяснение понятий

в) написать рассказ, сочинение, выполнить тест, составить сравнительную таблицу.

В ходе контрольной работы ученик сам определяет какие задания он может выполнить, а учителю после анализа работы становятся видимыми проблемы в обучении.

Дифференциацию можно использовать и в проведении внеклассной работы по предмету. В нашей школе ежегодно проводится месяц истории. Проходят различные мероприятия: встречи поколений, история России в песнях, исторические встречи с великими людьми, непобедимая и легендарная, а также традиционная историческая спартакиада школьников выпускных классов. На этой спартакиаде каждый ученик может выбрать задание по своим способностям и возможностям:

1 дистанция - это восхождение на одну из вершин науки истории: конспектирование или составление плана

2 дистанция - работа с исторической картой (определить, какое было сражение или война, когда и что вы об этом знаете еще?)

3 дистанция - работа по датам (за 2 мин. разложить даты в хронологической последовательности и назвать события)

4 дистанция - работа с понятиями (за 1 мин. объяснить, как можно больше понятий)

5 дистанция - экскурсия в Третьяковскую галерею (рассказ об одной из картин)

6 дистанция - историческое опознание великих людей (портреты исторических деятелей нужно назвать их фамилии)

7 дистанция - личность и история (список фамилий знаменитых людей России распределить кто они? художники, музыканты, архитекторы и т.д.)

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Прочие статьи:

Возрастная периодизация и возрастные особенности средних школьников
Для правильного управления процессами развития педагоги уже в далеком прошлом делали попытки классифицировать периоды человеческой жизни, знание которых несет важную информацию для посвященных. Есть целый ряд разработок периодизации развития . Я.А. Коменский был первым, кто настаивал на строгом у ...

Роль и функции воспитателя в группах продленного дня
Специальность воспитателя режима продленного дня еще только складывается, нет достаточно полной ее профессиограммы. А в начальной школе нередко работу в качестве воспитателя группы продленного дня предлагают учителям средних и старших классов, проявивших себя слабыми предметниками, учителям пенсио ...

Тверские храмы и монастыри XVIII века
Краеведческая работа начинается заранее и заканчивается на уроке. Однако если на начальном этапе учащиеся используют материал, который добыли сами, то в дальнейшем получают краеведческие знания в готовом виде. Практика свидетельствует о том, что использование местного материала на уроках как сред ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru