Динамика и характер действий ребенка с интеллектуальной недостаточностью зависят в сильной мере от степени сложности задачи. При относительно трудной задаче, требующей осуществления сложных процессов анализа и синтеза, умственно отсталые дети начинают выполнять ее без учета необходимых связей и отношений. Задача оказывается подмененной и упрощенной. Иначе обстоит дело при выполнении умственно отсталыми детьми доступной для них задачи, не требующей сложных процессов анализа и синтеза. В подобных случаях они действуют адекватно цели, не подменяя и не упрощая задачу.
Наблюдения показывают, что нарушение целенаправленного характера деятельности имеет место у детей с интеллектуальной недостаточностью при отсутствии у них готовности и возможностей для выполнения поставленной перед ними задачи. Не осознавая задачи и «внутренне» не принимая ее, ребенок с интеллектуальной недостаточностью начинает руководствоваться мотивами, заключающимися не в стремлении достигнуть в конце деятельности строго определенных результатов, а в стремлении выполнять определенного рода действия, имеющие известное отношение к данной задаче, но не учитывающее все ее требования. Это происходит потому, что, с одной стороны, ребенок поставлен перед необходимостью выполнять предложенную задачу, а с другой стороны, он не в состоянии правильно ее осознать. Неправильное отношение ребенка с интеллектуальной недостаточностью к выполняемой задаче и получаемым результатам приводит к тому, что при встрече с трудностями или при необходимости предварять выполнение действия ориентировочно-исследовательской деятельностью происходит своеобразная подмена конечной цели. В этом факте находит свое проявление особенность личности ребенка с интеллектуальной недостаточностью, формирующейся в условиях аномального развития.
Мышление учащихся вспомогательной школы в значительной степени конкретно и по своим структурным особенностям, и из-за недостатка личного опыта и особенностей развития ЦНС. Поэтому для них роль наглядных пособий особенно велика. К. Д. Ушинский писал: «Учите ребенка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он долго и напрасно будет мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов, и ребенок усвоит их на лету».
Ко времени изучения начального курса биологии в старших классах абстрактное мышление развито уже лучше, но сам характер изучаемого материала, обилие фактов, предметов и явлений, непосредственно не воспринимаемых учащимися, постоянно требует широкого применения наглядности. По мере общего развития и обучения развивается и мышление.
Прочие статьи:
Характеристика школьного учебника
К нему предъявляется важнейшее требование раскрывать основы науки в соответствии с возрастом учащихся и уровнем их подготовленности. Ученые выделяют следующие функции школьного учебника:
информационная (раскрывает содержание образования, дает объем материала на каждый урок с учетом возраста учащи ...
Категория детей, с которыми работает социальный педагог в МЦ
« Диалог»
Одним из самых важных и в тоже время наиболее сложных направлений профессиональной деятельности социального педагога в МЦ « Диалог» является социально-педагогическая работа с детьми, которую так или иначе всегда выделяют в самостоятельную категорию, но называют ее по-разному: трудные, трудновоспит ...
Деятельность учителя и учащихся в процессе обучения
Деятельность учителя в процессе обучения. Назначение педагогической деятельности состоит в управлении активной и сознательной познавательной деятельностью учащихся. Педагог ставит перед учащимся задачу, постепенно ее усложняет, и тем самым обеспечивая поступательное движение мысли ученика по пути ...