Человек – биосоциальное существо. Биологическая природа и социальная сущность обуславливают его место и обязанности в мире. Каждый человек, обучаясь в школе, с одной стороны, обязан познакомиться с условиями существования, осознать, что он является частью природы, а с другой стороны, что он может осознанно воздействовать на природу и социальную среду. Поэтому он должен быть ответственным за свои поступки как в отношении живой и неживой природы, так и в отношении своего здоровья и здоровья других людей.
В самом простом понимании биология - наука о жизни и развитии живых тел. Изучение во вспомогательной школе предмета "Биология" на вербальном уровне не создает правильно его представления об изучаемых объектах и явлениях. Поэтому главной задачей учителей биологии является разумное использование в учебном процессе наглядных средств обучения
Роль наглядности в преподавании биологии общепризнанна, наглядность обучения - это один из основных принципов дидактики. Необходимость конкретно-чувственной опоры была обоснована еще Я.А. Каменским и развита К.Д. Ушинским. Актуальны мысли последнего о роли наглядности в развитии наблюдательности, внимания, развития речи, мышления учащихся.
В последние годы стала очевидной тенденция гуманизации образования лиц с особенностями психофизического развития.
Решая важнейшие задачи социальной реабилитации учащихся с интеллектуальной недостаточностью, уроки биологии занимают одно из важных мест в обшей системе учебно-воспитательной работы во вспомогательных школах.
При обучении школьников с интеллектуальной недостаточностью биологии учитель сталкивается с целым рядом трудностей, обусловленных особенностями их психического развития. Недостаточное развитие психических процессов, практических навыков и умений, особенности строения и мотивации деятельности — все это вызывает необходимость в проведении специальной коррекционно-воспитательной работы, направленной на преодоление недостатков психического развития школьника с интеллектуальной недостаточностью. Без такой работы нельзя успешно обучать детей с особенностями психофизического развития биологии.
Уроки биологии во вспомогательной школе должны обеспечивать: информационный объем (система базовых знаний, умений и навыков):
организационные умения:
соблюдения культуры тела;
умение планировать свою работу;
умение найти дополнительную информацию, в том числе умение работать с учебником, плакатами, различными демонстрационными стендами);
развитие познавательных умений (воспринимать, отбирать информацию в соответствии с целью деятельности, выделять проблему, анализировать, сравнивать, контролировать и корректировать работу, переносить и использовать имеющиеся знания и умения в новой ситуации, аргументировать свои суждения и действия);
интерес к познанию, активность и инициативность в выполнении задания, стремление к самостоятельности;
эмоционально-волевую направленность (стремление доводить начатое дело до конца, при необходимости исправить и переделать работу).
Курс биологии во вспомогательной школе призван вооружить учащихся элементарными знаниями о предметах и явлениях природы, о простейших взаимосвязях между нами, а также о взаимодействии человека и природы. Ведущими методами работы в области биологии являются методы естественных наук: наблюдение в природе, наблюдения в классе, экскурсии, опыты, практические работы.
Однако в условиях классных занятий не всегда возможно непосредственно наблюдать, видеть предметы и явления в естественном состоянии. В этом случае необходимые представления и понятия могут быть сформированы с помощью наглядных средств обучения, в которые входят таблицы и картины, натуральные объекты, раздаточный материал, кинофильмы и кинофрагменты, мультимедийное оборудование.
На уроках биологии эти наглядные пособия можно использовать в различных сочетаниях в зависимости от темы и цели урока.
Наглядность является необходимым и закономерным средством образовательного процесса на всех этапах изучения биологии в старших классах вспомогательной школы. Однако нужно дифференцированно подходить к пониманию термина "наглядность" так как его используют для выражения разных педагогических понятий.
Цель исследования заключается в изучении графических пособий, используемых на уроках биологии во вспомогательной школе, в изучении комплексного применения наглядных материалов.
В соответствии с поставленной целью нами сформулированы следующие задачи:
1. Показать какими особенностями характеризуются психические процессы и свойства личности учащихся вспомогательной школы
2. Изучить теоретический материал по теме исследования, раскрыть сущность понятия "наглядность".
3. Раскрыть классификацию наглядных пособий используемых во вспомогательной школе на уроках биологии Система средств наглядности на уроках биологии во вспомогательной школе
4. Описать и продемонстрировать графические наглядные пособия по биологии, которые можно использовать в IХ классе вспомогательной школы
Объектом исследования является учебный процесс во вспомогательной школе, а предметом исследования наглядность как дидактический принцип обучения.
Хорошо известно, что обучение и воспитание ребенка имеющего существенные нарушения умственной деятельности, представляет собой сложный процесс, формирование которого зависит от качества и вида применяемой наглядности.
Прочие статьи:
Главенство эстетических ценностей для развития
творческой личности учащегося
Большое значение искусства не только в художественном, но и в общем развитии личности признается учеными разных стран. Накопленные факты, наблюдения отдельных педагогов, данные, полученные отечественными и зарубежными исследователями, позволяют предположить, что художественная деятельность подрост ...
Особенности развития детей младшего школьного возраста
Глубокие изменения, происходящие в облике младшего школьника, свидетельствуют о широких возможностях развития ребенка на данном возрастном этапе. В течение этого периода на качественно новом уровне реализуется потенциал развития ребенка как активного субъекта, познающего окружающий мир и самого се ...
Лингвистические особенности устной и письменной коммуникации
Историки письма утверждают, что письменная речь вторична по отношению к устной речи.
Пишущий лишен возможности выразительно интонировать свою речь, поэтому он должен более тщательно синтаксически построить фразу, подобрать более адекватные средства.
Пишущий не может использовать жесты, мимику, н ...