Психолого-педагогическая характеристика отметочной системы

Новая педагогика » Роль отметки в учебно-познавательной деятельности младших школьников » Психолого-педагогическая характеристика отметочной системы

Страница 2

Также Ушинский показал на примере старого учителя Филиппа Львовича, как проводится опрос и выставление баллов учащимися.

Учитель "сидел на кафедре и спрашивал у учеников заданный им урок. Учеников было около шестидесяти. Учитель подзывал к себе по два или по три зараз. Вслед за ответившими выходили другие, и это продолжалось в течении целого урока. Ответив урок, ученик уходил на свое место, учитель выставлял на списке, который он держал в руках, цифры от 0 до 5 рядом с каждой фамилией каждого ученика. Некоторых за леность Филипп Львович ставил на колена в углу зала". За лучшие ответы учеников сажали на почетные места, а за плохие ответы посылали в самую отдаленную часть "Сибири", то есть в один из задних углов класса, под карту Северной Азии.

"Без баллов нет и дисциплины. Это почти единственный способ побеждать непокорность и неизбежную лень", - говорил Ушинский. Иначе говоря, проверка и баллы являет собою сильно действующее средство стимулирования учеников. Учителя, по мнению педагога, "совершенно бы растерялись без единицы и пятерки, а воспитанники не знали бы границ своей ености".

Об этом говорят и такие приведенные факты: для того, чтобы избежать единиц и нулей, весь класс сговаривался не приготавливать урок, а не выполнившие задания, как правило, в школу не являлись, чтобы не получать плохой отметки, и тем самым самые ленивые ученики умудрялись получать общий балл 3 вместо 1. Накануне праздника дети на уроке шумели. Были не внимательны, поэтому в этот день запрещались наказания за "дурные баллы".

Если же учитель не ставил оценку, то ученики заявляли: "Зачем я буду внимателен. Если вы нам баллов не ставите. Вчера я надеялся получить четыре, а вы меня даже не спросили"

Директор гимназии заявил, что без баллов ученики совсем не будут заниматься. И действительно, попытка не ставить баллы привела к тому, что ученики стали приходить на занятия неподготовленными, а на уроке были невнимательными и шалили.

Вывод: таким образом, стимулирующее воздействие на учеников проверка знаний и отметки баллами является основным условием сохранения балльной системы, которая внушает учащимся полезный страх, поддерживает их внимание.

Критика баллов связанного с ними учебного процесса настолько сильна, убедительна, что с нею не могут согласиться даже ее противники, которые не в состоянии противостоять ей обоснованных убедительных доводов. Безусловно, эта пагубная система должна быть уничтожена. Вопрос заключается в том. Чем ее заменить?

Мы думаем, что уничтожить сразу отметки без предварительного обдумывания и постепенного перехода нельзя. Ни к чему полезному такая отмена привести не может.

К.Д. Ушинский предлагает в качестве предварительной меры сохранить на какой-то период баллы. Затем следует постепенно приступать к обучению без баллов, первоначально в высших и элементарных классах, а позднее и в средних. Рекомендуется баллы в виде цифр навсегда заменить " подробными письменными замечаниями" о поведении и успехах. Их надо исключить как же за поведение и прилежание. Вместо них ввести классные книги для записей заданий и заметок за леность и непослушание учеников. Предлагается для младшеклассников завести книжки для ежемесячной записи: "прилежания, успехов и поведения ученика". В средних и высших классах - журналы для общих выводов один раз в три месяца.

А вот в качестве наказаний Ушинский рекомендовал принять штрафные уроки и сажать провинившихся под арест. Советует также установить специальные экзамены. Право наказывать в основном предоставляется учителю.

Мы думаем, что возможно в дальнейшем отметки будут отменены и это не повлияет на учебную деятельность школьников, но на данный момент этот вопрос не предусмотрен системой образования.

Страницы: 1 2 


Прочие статьи:

Система христианского воспитания по Августину Блаженному
христианство воспитание образование педагогический Один из крупнейших мыслителей поздней античности, творчество которого отражает формирование присущих средневековью педагогических принципов и зарождение средневековой образовательной системы. Творческое наследие Августина огромно: полное издание ...

Формирование у дошкольников ценностного отношения к здоровому образу жизни в процессе физического воспитания
Физическое воспитание в системе всестороннего развития личности по значению должно занимать первое место в педагогике, так как физическое воспитание является основой для развития личности вообще. Прежде всего физическое развитие человека создает предпосылки для полноценной умственной работы. Изве ...

Воспитание
Воспитание становится относительно автономным в процессе социализации на определенном этапе развития каждого конкретного общества, когда он приобретает такую степень сложности, что возникает необходимость в специальной деятельности по подготовке подрастающих поколений в жизни социуме. Воспитание ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru