Психолого-педагогическая характеристика отметочной системы

Новая педагогика » Роль отметки в учебно-познавательной деятельности младших школьников » Психолого-педагогическая характеристика отметочной системы

Страница 1

Введение отметки в учебных заведениях

В России к отметочной системе обучения перешли позже, чем в Западной Европе. Но уже Михаил Васильевич Ломоносов хорошо понимал необходимость контроля за знаниями и стимулирования познавательных усилий учеников. Он много сделал для русской педагогики. Ломоносов, как основатель Московского университета, готовил кадры для русской науки и вообще для хозяйственной деятельности, занимался вопросами обучения и воспитания молодых людей. В 1753 году он написал "Проект регламента московских гимназий", а через пять лет - "Проект регламента академических гимназий". Теоретические изыскания проверял на практике. Михаил Васильевич, как и Ян Амос Каменский, пропагандировал классно-урочную систему занятий. Он предлагал ту же систему урока, которая существует и в настоящее время. Он считал, что надо знать успехи и прилежание каждого воспитанника, а для этого необходимо проводить учет знаний - отмечать ежедневно в клеточках против фамилии ученика первыми буквами слов итоги его учебной работы и поведения:

В.И. - все исполнил,

Н.У. - не знал урока,

З.У.Н. Т - знал урок нетвердо,

Н.З. - не подал задачи

Х.З. - худа задача,

Б.Б. - был болен,

Н - не был в классе,

В. И.С. - все исполнил с избытком,

Ш - шабаш.

Эти своеобразные отметки, пожалуй полнее и точнее, чем пятибалльная система, отражают уровень владения учащимися материалом. М.В. Ломоносов прекрасно понимал, что у него нет знаков, характеризующих различия в успехах вообще и выдающимися достижениями, в частности.

Последнее запоминалось так, без отметок. Он предлагал поощрять и награждать за личную учебу, что широко практиковалось в университетских и академических гимназиях. Предлагалось два раза в год проводить переводные экзамены.

Вывод: Итак, М.В. Ломоносов придавал особое значение самостоятельной работе и рекомендовал систематически ее проводить. Требовал не допускать подсказок, так как они воспитывают лень, и советовал наказывать за подсказки так же строго, как и за плохую учебу.

Как же применялась балльная система в школах России? Ведь в школах Западной Европе она уже существовала.

Оценивание знаний - цифрами

Балльная система знаний, как удобная, простая и выгодная учителям, быстро распространилась по всей России. Деятели народного просвещения, известные педагоги стали выражать свое отношение к ней.

Первую попытку оценивать знания цифрами предпринял начальник Киевского учебного округа Ф. Врадке. Он по каждому предмету и классу установил свои наивысшие отметки или " годное число баллов".

Например, по Закону Божьему (для первых четырех классов) - наивысшей была отметка "7", а для трех последующих - "4". По русскому языку (в первых трех - "10", а в трех следующих - "9", в седьмом классе - "?")

Как видно, данная отметка цифрами была разной применительно к отдельным изучаемым дисциплинам и определенным классам. Она позволяла в какой-то мере оценивать качество успеваемости, что являлось шагом вперед.

Такие правила действовали до 29-го января 1837 года, когда Министерство просвещения обнародовало временное на 4 года Положение о пятибалльной системе оценки знаний. Которое было окончательно утверждено 15-го февраля 1846 года.

Так официально вводилась в учебные заведения России отметка, существующая и в настоящее время.

Теперь рассмотрим, какую же систему обучения разработал великий педагог Константин Дмитриевич Ушинский.

К.Д. Ушинский о проверке и оценке знаний

Этот великий педагог первый в отечественной и мировой педагогике разработал стройную систему обучения, основанную на законах психологии. В 1801 году в февральском номере "Журнала Министерства народного просвещения" была напечатана его статья "Несколько слов об училищных отметках (баллах) употребляемых в наше время во всей Руси".

В ней впервые подвергнута критике применяемая в школах царской России проверка и оценка знаний, показано ее отрицательное влияние на обучение и нравственное воспитание учащихся.

Говоря о системе оценки баллами. Невозможно обойти и систему проверок. Так как оценка является результатом проверки знаний.

Константин Дмитриевич пишет: "Почти во всех русских учебных заведениях принято обозначать цифрами прилежание и успехи учеников. Мы употребляем цифры от 0 до 5. Нуль показывает, что ученик совсем не исполнил своих обязанностей; если он получает два раза сряду такой балл, то он подвергается телесному наказанию. Единицу и двойку ставят тогда, когда ученик неудовлетворительно приготовил урок; тройку ставят за посредственное прилежание; четыре - когда ученик хорошо исполнил свои обязанности; пять - получает он только за отличные знания урока. Учитель ставит баллы в классе только для того, чтобы показать насколько ученик знал заданное".

Страницы: 1 2


Прочие статьи:

Экологические и экономические аспекты производства этанола
Получение этанола — одно из крупнотоннажных промышленных производств основного (тяжелого) органического синтеза. При его изучении можно проследить основные тенденции технического прогресса в химической промышленности. Большие масштабы производства этанола предъявляют определенные требования к экон ...

Закрепление культурно-гигиенических навыков у детей в детском саду
В детском саду происходит закрепление полученных в семье умений поддерживать личную гигиену. Об этом должен заботиться воспитатель, а кроме того, дети учатся друг у друга, на примере таких же детей, которые быстрее усвоили нужные навыки. Необходимо создать условия, чтобы детям было удобно и прият ...

Формы организации учебного процесса
Форма организации обучения — это конструкция отдельного звена процесса обучения, или определенный вид занятия (лекция, урок, семинар, лабораторная работа, экзамен и т.п.). Урок является одной из традиционных форм организации учебного процесса. Урок, это форма организации учебного процесса, при ко ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru