Имеет ли право педагог делать такую ломку? "И очень возможно, – верил он, – что со временем подготовка наших кадров будет состоять в том, чтобы учить людей, как осуществлять такую ломку. Ведь учат врача, как выполнять трепанацию черепа. В наших условиях, возможно, будут учить педагога, как такую "трепанацию" выполнить – может, тактичнее, успешнее, чем я это сделал".
Итак, ориентируясь на стандартизированный образец – всестороннее и гармоническое развитие личности, универсальную модель его совершенства, А.С.Макаренко не выпускал из поля зрения индивида, то есть каждого отдельного человека как представителя человеческой общности с его естественными задатками (темперамент, характер, способности, талант, интеллект), так как именно в этом состоит неповторимость, своеобразность, творчество каждой личности, которые и двигают ее к уровню совершенства.
По мнению Макаренко, человек "должен быть просвещенным, квалифицированным, дисциплинированным, политически развитым . В нем надо воспитывать чувство обязанности и чувство чести, умение подчиниться товарищу, умение быть вежливым, суровым, добрым и беспощадным – в зависимости от условий жизни и борьбы. Этот человек должен быть активным организатором, настойчивыми закаленным, должен уметь владеть собою и влиять на других. Если его подвергнет наказанию коллектив, он должна уметь понять и коллектив, и наказание. Он должен быть веселым, бодрым, способным бороться и строить, жить и любить жизнь. Он должен быть счастливым. И таким он должен быть не только в будущем, но и каждый свой сегодняшний день.
Именно такие качества и старался проектировать у своих воспитанников А.С.Макаренко, в этом состояли цели воспитания.
Умение проектировать цели – ведущая задача каждого педагога. Знание цели воспитания в педагогической деятельности имеет важное значение. Проблема цели является стержневой в педагогической науке, исходным пунктом в теории и практике воспитания. Цель воспитания имеет непосредственное отношение ко всем без исключения участникам ежедневной педагогической деятельности, определяет основные направления педагогического процесса во всех его составных частях и подсистемах. Целью воспитания предопределяются: содержание, принципы, организация, формы и методы воспитания.
Четкое прогнозирование целей воспитания дает педагогу возможность сознательно предусматривать свои педагогические влияния, определять благоприятные условия и способы решения практических педагогических задач. "Что сказали бы вы об архитекторе, который, закладывая новое сооружение, не сумел бы ответить нам на вопрос, что он хочет строить – храм ли . просто дом, в котором жилось бы уютно .? Что же должны сказать и о воспитателе, который не сумел понятно и четко определить вам цель своей воспитательной деятельности" .
Прогнозирование целей – наиболее характерная особенность технологии А.С.Макаренко. "Теперь перейдем к главнейшему вопросу об установлении целей воспитания. Кем и как могут быть установлены цели воспитания, и что такое цели воспитания?" – продолжает следующий экскурс в свою педагогическую технологию педагог.
Педагог моделировал цели воспитания – общие и индивидуальные. Теоретический анализ его технологического подхода дал возможность представить его методику прогнозирования целей схематично.
Общие цели предопределяются социальной погрузкой воспитания. "Откуда же может вытекать цель воспитательной работы? Конечно, она вытекает из наших общественных потребностей . И потому формулирование целей, конечно, не может быть выведено не из биологии, не из психологии, а может быть выведено только из нашей общественной истории, из нашей общественной жизни", – считал А.С.Макаренко.
Прочие статьи:
Организация игровой деятельности незрячих детей в условиях школы-интерната III вида
В дошкольном возрасте игра является основной деятельностью ребенка, в которой он реализует свое желание участвовать в жизни окружающих людей. Игра отражает условия жизни ребенка. Содержание игры зависит от богатства его индивидуального опыта, а форма характеризует степень его развития. Ведущее зна ...
Учебник истории в подготовке учителя к уроку. Педагогический замысел и учебник истории
“Важнейшим составным звеном деятельности учителя является предварительное осмысление предстоящей деятельности и её результатов. Это осмысление получило название педагогического замысла. Именно он позволяет дать самый общий, предварительный ответ на вопросы: что делать, для чего делать, как делать? ...
Дифференцированный подход к преподаванию истории в системе развивающего обучения
Средняя общеобразовательная школа с. Черемхово Красночикойского района в 2005-2010 гг. работала над темой "Современный урок: подходы и проблемы". Современный урок рассматривался как форма обучения детей, которая создает условия для восхождения каждого ученика к новому знанию и новому опы ...