Системообразующие механизмы педагогической технологии А.С.Макаренко

Новая педагогика » Педагогическая технология А.С. Макаренко » Системообразующие механизмы педагогической технологии А.С.Макаренко

Страница 3

Понимая, что воспитание – задача чрезвычайно сложная и разнообразная, А.С.Макаренко старался подобрать довольно тонкую инструментовку к осуществлению индивидуального влияния на воспитание.

К этим общим типичным качествам мы относим такие стороны личности: самочувствие человека в коллективе, характер его коллективных связей и реакций, его дисциплинированность, готовность к действию и торможения, ощущение такта и ориентирование, принципиальность и эмоциональное перспективное устремление.

Все это синтезируется в том комплексе черт, которые превращают нашего воспитанника в политически деятельную и ответственную фигуру. К этому же общему комплексу мы относим ту систему знаний и представлений, которые должны сформировать у него образовательный запас к моменту выхода со школы. Особо общей задачей есть гармонизация этих знаний с указанными чертами характера . подчеркивает С. Карпенчук.

Общие и индивидуальные цели, считал А.С.Макаренко, должны быть целями обязательными, и к ним мы должны стремиться в прямом и энергичном действии. В воспитательной работе нужна решительная и активная энергия, стремление к цели. Наше воспитание может быть непременно настойчивым и требовательным, прежде всего, относительно себя самого. Мы должны знать, чего мы добиваемся, и никогда не забывать об этом. Ни одно действие педагога не должно стоять в стороне от поставленных целей. Никакая параллельная или побочная цель не должны отстранять нас от главной цели. Поэтому, если, например, такая побочная цель возникает, мы должны, прежде всего, проверить ее возможность с точки зрения соответствия главной цели.

Цели индивидуального воспитания А.С.Макаренко программировал, отталкиваясь от самой природы индивидуума, учитывая способности, склонности, талант человека, его индивидуальные качества. "Цели индивидуального воспитания состоят в определении и развитии личных способностей и устремлений не только в области знания, но и в области характера".

Целям воспитания А.С.Макаренко уделил в своих работах очень много внимания. Технологизм их проектирования усиливается еще и такими понятиями, как качество, продукция, брак, производство, проектировка и т.п Он всегда акцентировал внимание на том, что цели нашей работы должны быть выражены в реальных качествах людей, которые выйдут из наших педагогических рук. Каждый воспитанный нами человек – это продукт нашего педагогического производства. И мы, и общество, должны рассматривать, считал он, наш продукт очень пристально и детально. Как и в любом другом производстве, у нас возможен выпуск прекрасной продукции, а так же, условного брака, полного брака. Успех нашей работы зависит от бесконечного количества обстоятельств: педагогической техники, обеспечения, качества материала. Наш основной материал – дети – безмерно разнообразный. Спрашивается, сколько процентов этого материала годится для воспитания "человека полной инициативы" - 90? 50? 0,05? А на что пойдет последний материал?

Проектирование личности как продукта воспитания должно происходить на основе заказа общества. И, кроме этого, мы всегда должны помнить, что люди большой мерой представляют собой очень разносортный материал для воспитания, и "продукт", что выпускается нами, обязательно будет также разнообразный.

Описывая идеал, Макаренко, на наш взгляд, говорил об идеале как об определенно упроченном штампе, который довольно часто пропагандировался в словесной форме и никогда не реализовывался. Если же иметь в виду идеал как образец сформированной личности, то это и есть стандартизированная модель, которой, конечно, никогда нельзя достичь, но в этом в самый раз и состоит ее главная сущность - вести к определенному уровню совершенства каждую личность. Дело педагога состоит в том, чтобы помочь воспитаннику моделировать собственные целые, свой собственный идеал жизни, но такой, что можно реализовать, предусмотреть новую цель и двигаться к ней. То есть в идеале может быть заложен деятельностный механизм. Именно это, наверное, и предусматривал А.С.Макаренко, разрабатывая еще в 1923 году "программу личности".

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Прочие статьи:

Определение степени сформированности системы знаний по теме проекта
После проведения формирующего эксперимента нами был проведён итоговый эксперимент, цель которого заключалась в выявлении степени сформированности системы знаний по теме проекта. Для выявления степени сформированности знаний были выбраны задания в форме теста. Содержание данной проверочной работы ...

Понятие правозащиты детей. Механизмы реализации в деятельности
Все механизмы обеспечения, а так же гарантии пpaв и cвобод чeловека в наше время пpeдставляет coбой слoжный нормативно-пpaвовой кoмплекс, включaющий в сeбя кaк внутригocударственные, тaк и междунаpoдные cpедства. Это говорит о том, что с одной стороны стоя все акты и государственные органы их испо ...

Значение аппликации в воспитании и развитии ребенка-дошкольника
Аппликация считается разновидностью художественной деятельности, предусмотренной «Программой воспитания и обучения в детском саду» для дошкольников. Знакомясь на занятиях и самостоятельно с материалами, техникой и способами обработки бумаги, ребята приобретают навыки графического и пластического и ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru