Системообразующие механизмы педагогической технологии А.С.Макаренко

Новая педагогика » Педагогическая технология А.С. Макаренко » Системообразующие механизмы педагогической технологии А.С.Макаренко

Страница 5

Близкая перспектива – это завтрашний день, который должен казаться обязательно лучшим, чем сегодняшний, она – для детей, которые еще не способны заведомо рассчитывать свои стремления и интересы.

Средняя перспектива состоит в проектировании событий в определенной степени отдаленных во времени. Ожидание этих событий вызовет у школьников приподнятое расположение духа, побуждает к активной деятельности. "Средняя перспектива будет иметь значение только тогда, если к этим дням готовятся задолго, если им предоставляется особое значение, если к их главному содержанию причитаются разнообразнейшие темы: отчеты, прием гостей, премирование, новые помещения и оснащение, результаты годового соревнования"

Готовясь к такому дню, – а их не должно быть большее 2-3 в год, - нужно предусмотреть сначала определенную программу действий – предшествующее прогнозирование. Заранее следует приступить к выбору разных комиссий, в которые включить как более всего воспитанников – организационный прогноз. Близкая и средняя перспективы должны органически вплетаться в прогнозируемую далекую перспективу.

Дальняя перспектива – это будущее коллектива и личности. Такая перспектива сыграет значительную роль в том случае, если личность не равнодушна будущему коллективу. И коллектив волнует будущее любой его личности. Такой подход к проектированию стимулирует жизненные условия коллектива и отдельных людей.

Дальняя перспектива – это то, к чему стремится личность или коллектив на протяжении определенного периода, а иногда и на протяжении всей своей жизни, которая и представляет собой социальный смысл их существования. На фоне дальней перспективы общества легко проектировать и личные перспективы выпускника школы, так как любого из них интересует собственная жизнь.

Научить школьника конструировать свою собственную жизнь – важная задача педагога, которая требует большой мудрости.

Решающее значение А.С.Макаренко уделял педагогической (методической) технике, которой можно и нужно овладевать во время обучения в педагогическом вузе. С его точки зрения, учить человека воспитывать можно в такой же мере, как и научить его чему-нибудь другому. Системный подход к воспитательному процессу непременно требует от педагога большего внимания, которое касается целой системы средств.

Сама система средств, считал А.С.Макаренко, никогда не может быть мертвой и застывшей нормой, она всегда изменяется и развивается, хотя бы уже потому, что растет и ребенок, входит в новые стадии общественного и личного развития, растет и изменяется и наша страна.

Поэтому никакая система воспитательных средств не может быть определена навсегда. Но кто должен ее изменять, кому можно дать право вносить в нее поправки и коррективы? Она должна быть так поставлена, чтобы отображать необходимость движения и отвергнуть устаревшие ненужные средства.

А.С. Макаренко разработал и реализовал соответствующую инструментовку воспитательного процесса, которая со временем четко определилась в педагогике параллельного действия.

Педагогика параллельного действия предусматривает "параллельность" как соответствие, а не механическое "слияние": школа и общество, педагогика и политика, обучение и воспитание, коллектив и личность и т.д. Это должно быть единство разного, при котором сохраняется самостоятельность, "суверенитет" того и другого в их общей "связи". При таком положении воспитание выступает не в своей "голой" сущности, а как атрибут жизненных условий и обстоятельств, собственной деятельности воспитанника, всего коллектива, учреждения. Происходит "раздвоение" воспитательного процесса: воспитанник воспринимает его внешнюю сторону – естественной процесс жизнедеятельности, хозяйствование быта; педагог имеет в виду внутреннюю педагогическую сущность этой жизнедеятельности, ее воспитательную направленность.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Прочие статьи:

Уровни самостоятельной продуктивной деятельности
Исследования педагогов и психологов позволяют выделить условно четыре уровня самостоятельной продуктивной деятельности учащихся, соответствующие их учебным возможностям: Копирующие действия учащихся по заданному образцу. Идентификация объектов и явлений, их узнавание путем сравнения с известным о ...

Возможности развития творческого мышления младших в современных УМК
Итак, мы выяснили, что среди современных задач обучения на первый план выступает формирование активного самостоятельного творческого мышления учащихся. Достаточно продолжительное время в системе образования преобладала авторитарная педагогика, рассчитанная на "среднего" ученика и готовя ...

Модель текста задачи как основа наглядно-образного мышления младших школьников
Мышление школьников при изучении математики строится не только на основе общих психологических механизмов и операций, адекватных усвоению научного знания, но и включает формирование специфических механизмов, моделирующих существенные признаки и способы описания познаваемых объектов, выраженные в и ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru