Таким образом, обеспечивается "свобода воспитанника", он может более просто и радостно переживать свое детство, проходя в то же время серьезную жизненную школу. Он не пассивный объект воспитания, а человек, который уже владеет человеческим достоинством, соответствующими правами и обязанностями.
Именно так Макаренко понимал и реализовывал в педагогике принцип гуманизма: в единстве социального и индивидуального педагогического управления и самостоятельности, личной ответственности молодого человека за свою жизненную судьбу. Воспитание основывается "на опыте поведения", соответственно новым педагогическим целям, где преобладает развитие "творческого актива личности".
Педагогическая система А.С.Макаренко настолько богата и разносторонняя, перспективная, что она найдет свое применение еще во многих системах, и не только отечественных, но и зарубежных.
Технология Макаренко – это технология, которая может быть общепринятой во всех типах учебно-воспитательных учреждений, начиная с детских садиков, разного типа школ и завершая высшими учебными заведениями.
Современные научные исследования характеризуются многими подходами к толкованию понятия "педагогическая технология". Мы являемся сторонниками и разделяем мнение ученных обосновывавших и выделивших центральным компонентом программирование целей учебно-воспитательного процесса. Эту позицию отстаивают ведущие ученые отечественной и зарубежной педагогики.
Его прогрессивность состоит в том, что технология выступает как системообразующий механизм (который приводит в порядок педагогическую систему) на основе программирования целей в четкой иерархической последовательности с ориентацией на конечный результат. Именно такая позиция начата А.С.Макаренко еще в 20-30-е гг. XX в., поэтому можно считать, что он является первопроходцем в обосновании понятий "технология", "технология воспитания", "педагогическая технология" и т.п Программирование, которое является основоположением технологического процесса, нашло выражение в педагогической системе А.С.Макаренко как "программа человеческой личности", "программирование целей", "предусмотрение перспективных линий". Его педагогическая система поддается моделированию, конструированию, программированию, которое и предусматривает современная педагогическая технология.
Личностная ориентация процесса развития и воспитания ребенка у него выкристаллизовалась на основе глубокого осознания необходимости учета биосоциальних факторов, их синтеза в соответствии с природой каждого конкретного ребенка. Ведущим характерным признаком его педагогической технологии есть проектирование личности. Механизмами, которые обеспечивают этот процесс, есть педагогическая техника, параллельное действие, педагогическая операция, структура коллектива, моделирование внутриколлективных отношений, которые основываются на разновозрастной основе, перспективных линиях и т.п
Прочие статьи:
Обучение изложению в массовых и вспомогательных школах
Формирование письменной речи является одним из важных компонентов общего развития умственно отсталых детей. Письменная речь, как и устная, служит основным средством мышления. Она не только выражает уже готовую мысль, но и включается в процесс становления мышления. И в этом ее существенное значение ...
Особенности словообразования существительных у дошкольников с ЗПР
Процесс развития словообразования у ребенка сложный. Он связан с аналитико-синтетической деятельностью коры головного мозга. В физиологии установлена условно-рефлекторная основа усвоения словообразования. У умственно отсталого ребенка вырабатывается определенный динамический стереотип при изменени ...
Психологическое содержание процесса письма
Письменная речь – одна из форм существования языка. «Письмо есть знаковая система фиксации речи, позволяющая с помощью графических элементов передавать информацию на расстоянии и закреплять ее во времени» (Русский язык: Энциклопедия, М, 1979, стр. 205).
Для ребенка письмо является не простым псих ...