Но предоставленная ребенку свобода не только не исключает, а наоборот, предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых - вот последнее (пятое) немаловажное условие успешного развития творческих способностей. Самое сложное здесь, пожалуй, заключается в том, чтобы не превращать свободу в безнаказанность, а помощь - в подсказку. Нельзя делать за ребенка то, что он сам может сделать, думать за него, когда он сам может додуматься. К сожалению, подсказка - распространенная форма "помощи" детям, но она только вредит делу! [
Изучение и развитие креативности младших школьников осуществлялось поэтапно:
Первый этап - организационный состоял в определении целей и задач исследования, выбора его объекта и предмета, определения гипотезы, изучения и анализа научной литературы по проблеме исследования. Данный этап протекал в сентябре 2012 года.
Второй этап - диагностический - состоял в определение и подборе методик, формировании выборки и проведении первичного, констатирующего эксперимента. Данный этап продолжался с октября 2012 года по январь 2013 года.
Констатирующий этап эксперимента заключался в осуществлении диагностики креативности учащихся младшего школьного возраста. Для этого были подобраны диагностические методики на определение творческих способностей учащихся: тест креативности Торренса (Приложение А), опросник Г. Девиса (Приложение Б), методика "Тест идей" (Приложение В).
Третий этап - оценочный - состоял в обработке полученных результатов. Анализ и выводы по исследованию осуществлялись путём качественной, количественной обработки. Данный этап реализовывался в феврале 2013 года.
После формирования выборки исследования, в которую вошли учащиеся третьего класса общеобразовательной средней школы № 24, было проведено диагностическое обследования, результаты которого использовались для проверки выдвинутой гипотезы и достижения цели исследования.
Исходя из гипотезы исследования, в которой предполагается, что развивающая работа, направленная на развитие креативности учащихся начальной школы в ходе учебной деятельности будет более эффективной, если использовать комплекс мероприятий, куда входят: работа учителя на уроке, проведение психологических тренинговых занятий на развитие креативности, беседы психолога с родителями, формирующий эксперимент выпускной квалификационной работы состоял из следующих этапов:
1 этап. Работа учителя на уроках, которая включает в себя программу "Уроки творчества", разработанную Г.В. Тереховой.
2 этап. Работа психолога, основанная на тренинговых занятиях по развитию креативности, которая проходила параллельно с занятиями учителя во внеурочное время, 3 раза в неделю в течение двух месяцев (январь - февраль), всего 24 занятия.
3 этап. Работа психолога с родителями, включающая в себя беседы во время классных родительских собраний. Тематика бесед касалась проблемы креативности, способов ее развития, а так же приемов развития креативности, которые можно использовать в домашних условиях.
Таким образом, в ходе исследования по методикам Торренса, Теста идей и опросника Г. Девиса и после проведения развивающих занятий было выявлено, что комплексная коррекционно-развивающая программа является более эффективной для развития креативности детей в ходе учебной деятельности. Цель исследования достигнута, задачи выполнены, гипотеза доказана.
Прочие статьи:
Православная педагогика
Педагогика традиционно рассматривается как теория и практика воспитания и образования. В последние два столетия ее отличительную черту составляет поиск самобытных, оригинальных педагогических систем, построенных на основе философских предположений или на практических потребностях конкретного истор ...
Система работы над учебным проектом с использованием информационных и
коммуникационных технологий
Метод проектов – это один из видов педагогических технологий. Как и любой другой метод, он может быть реализован с помощью различных средств обучения, в том числе и с использованием новых информационных технологий. Это могут быть современные средства: компьютерные телекоммуникации, электронные баз ...
Основные направления классического западного рока
Арт-рок
Термин достаточно расплывчатый. Под эту категорию подпадают те явления, которые воспринимаются слушателем в качестве "классического рока". Первый элемент данного неологизма (от англ. "искусство") подчеркивает ориентацию исполнителей данной музыки на виртуозное владение ...