Статья 3 Закона Республики Казахстан от 27 июля 2007 года "Об образовании" устанавливает принципы государственной политики в области образования Основными принципами государственной политики в области образования являются:
1) равенство прав всех на получение качественного образования;
2) приоритетность развития системы образования;
3) доступность образования всех уровней для населения с учетом интеллектуального развития, психофизиологических и индивидуальных особенностей каждого лица;
4) светский, гуманистический и развивающий характер образования, приоритет гражданских и национальных ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;
5) уважение прав и свобод человека;
6) стимулирование образованности личности и развитие одаренности;
7) непрерывность процесса образования, обеспечивающего преемственность его уровней;
8) единство обучения, воспитания и развития;
9) демократический характер управления образованием, прозрачность деятельности системы образования;
10) разнообразие организаций образования по формам собственности, формам обучения и воспитания, направлениям образования.
Указ Президента Республики Казахстан "Об утверждении Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы" гласит, что в современных условиях, долгосрочной основой экономического процветания и конкурентоспособности должна стать производительность труда, стратегическим ресурсом которого является человеческий капитал. Государство должно делать вклад в развитие этого ресурса.
Без образованных людей невозможно развить современную инфраструктуру, создать эффективный государственный аппарат, обеспечить благоприятный бизнес-климат. Наличие политической воли и всесторонней поддержки государства являются основой в проведении этих реформ.
Особое место в программе отводится формированию в общеобразовательных школах интеллектуального, физически и духовно развитого гражданина Республики Казахстан, удовлетворению его потребностей в получении образования, обеспечивающего успех в быстро меняющемся мире, развитие конкурентоспособного человеческого капитала для экономического благополучия страны.
"Чтобы стать развитым конкурентоспособным государством, мы должны стать высокообразованной нацией. В современном мире простой поголовной грамотности уже явно недостаточно" отметил в своем послании стратегия "Казахстан-2050" Президент Республики Казахстан - Н.А. Назарбаев.
Сегодня востребован человек творческий, интеллектуально развитый, умеющий учиться, гибко адаптироваться к постоянно меняющимся жизненным ситуациям, способный применять полученные знания на практике, искать пути рационального и нестандартного разрешения, возникающих проблем.
Исходя из этого, очевидно, что высокая ценность и важность креативности как категории мышления, для каждого индивида, как и для человечества в целом, неоспорима и никем не подвергается сомнению.
Все вышесказанное актуализирует необходимость обращения к проблеме творческого развития - личности, позволяющей ей самореализовываться и самосовершенствоваться в новых условиях, быть субъектом своей жизнедеятельности. От уровня развития креативности личности во многом зависит успех страны и в экономической, и в политической, и в культурной областях.
креативность школьник обучение младший
С одной стороны, это универсальный исторический эволюционный фактор, с другой - индивидуальный потенциал, дающий человеку возможность не только решать проблемы и ориентироваться в новых ситуациях, но и активно изменять окружающую среду, свою жизнь, свое будущее. Несмотря на то, что таково общее мнение, креативности не придавалось и все еще не придается должного значения во многих сферах жизни, особенно в образовании, на котором лежит ответственность за то, чтобы сегодняшние дети достигали успеха, будучи взрослыми. Термин "креативность" можно встретить в предисловиях к учебным программам, но гораздо реже - в конкретных предметных разработках; еще реже можно найти реализацию идеи развития креативности в практической деятельности учителя или в реальных учебных ситуациях.
Проблема человеческого неординарного мышления вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении креативностью людьми. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становиться очевидным, что креативное мышление человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу его развития - одной из важнейших задач в воспитании современного человека.
Целесообразно развивать их способности, начиная с самого раннего возраста. Поэтому в школьном обучении нужно уделять особое внимание развитию творческого, а не только репродуктивного стиля мышления. На данный момент существует потребность психологов, педагогов, родителей в совершенствующихся методах психолого-педагогического воздействия на формирующуюся личность ребенка с целью развития интеллектуальных, коммуникативных и творческих способностей.
В младшем школьном возрасте наиболее действенными являются психологические механизмы подражания творческому взрослому, самооценки, принятия и освоение ролей, поскольку детям данного возраста свойственна, с одной стороны, творческая самореализация в создаваемых ими; продуктах деятельности, а с другой - из-за отсутствия опыта, невозможность самостоятельного воплощения многих своих творческих идей и замыслов. Отсюда, неизбежна ориентация на мнение значимого другого (стремление ему подражать), осуществление сравнения своих творческих достижений, с достижениями своих одноклассников.
Иногда творческие способности считают врожденными, "данными от природы". Однако научный анализ показывает, что врожденными могут быть лишь задатки, а творческие способности являются результатом развития задатков. На развитие творческих способностей оказывает влияние особенности высшей нервной деятельности. Так, от скорости образования и прочности условных рефлексов зависят быстрота и прочность овладения знаниями и навыками.
В соответствии с этим большинство психодиагностических тестов, исследующих творчество, ориентированы на выявление способностей к дивергентному мышлению. Дивергентное мышление - важный элемент творческой деятельности. Оно лежит в основе креативности, а факторы дивергентного мышления могут служить критериями для выявления и оценки креативности.
Проведенный анализ литературы показал, что пока еще не выработана единая точка зрения на содержание и структуру креативности, не выявлена ее специфика, существует терминологическая неопределенность данного понятия, практически не исследованы психологические механизмы развития креативности личности.
Креативность трактуется учёными с различных позиций как:
способность личности (Э.П. Торренс, Д. Гилфорд, В.Н. Дружинин, Д.В. Чернилевский, Д.Б. Богоявленская, и др.);
черта личности (К. Тейлор, А. Маслоу, К. Роджерс);
проявление одаренности (A. M. Матюшкин, Дж. Рензулли);
творческая деятельность (А.В. Хуторской) и т.д.
Осознание недостаточной. теоретической и практической разработанности проблемы, решение которой отвечало бы потребностям современного общества, может быть рассмотрено в качестве обоснования необходимости ее исследования.
Среди работ зарубежных исследователей в области креативности следует отметить труды Дж. Гилфорда, А. Маслоу, К. Тейлора, Э.П. Торренса, Э. Фромма.
В отечественной науке теория креативности разрабатывалась А.В. Хуторским, А.М. Матюшкиным, Л.С. Выготским, С.С. Жумашевой, Д.В. Чернилевским, А.В. Морозовым, Т.Т. Тажибаевым, В.Н. Дружининым, Д.Б. Богоявленской, и др. Перечисленные исследователи рассматривали проблему развития креативности различных представителей учебного процесса (учителя, преподавателя, ученика, ребенка и т.д.) в разнообразных педагогических условиях.
Креативность выступает мощным фактором развития личности, определяющим ее готовность изменяться, отказываться от стереотипов. Но, пожалуй, самое главное, что побуждает человека быть креативными - это изменчивость современного мира. Вследствие всего этого становится очевидной необходимость поиска средств, позволяющих развивать креативность - способность, которой, пусть и в разной степени, обладает каждый человек.
Известны различные подходы к построению программ, развивающих креативность, подавляющее большинство этих программ нацелено на развитие тех или иных составляющих креативности.
Наиболее традиционны подходы, в которых творческие способности пробуждаются в процессе решения сложных задач, чему, в частности, были посвящены эксперименты М. Вертгаймера по развитию продуктивного мышления у школьников.
Завершенные программы развития творческого мышления были разработаны практически одновременно американскими исследователями Э.П. Торренсом и Э. Де Боно.
Процесс творчества переживается как нечто новое субъективно. Если с философской точки зрения имеет смысл считать творчеством только то, тчо связано с созданием никогда ранее не бывшего нового продукта, то с психологической стороны важно именно то, что речь может идти о создании чего-либо нового для данного субъекта, о субъективной новизне. Ведь в повседневной практике усвоения учащимся новых понятий, решений задач, которые являются для него новыми, часто имеется дело именно с творчеством, которое отражает процесс создания новых для данного субъекта ценностей - в виде понятия, знания, умения, решения задачи и др.
В этом смысле можно говорить о творчестве человека, которое проявляется в его игровой, учебной, трудовой деятельности. Поэтому важно, чтобы в психологическом определении творчества был отражен именно этот момент субъективной значимости. Так как творчество есть деятельность, способствующая созданию, открытию чего-либо ранее для данного субъекта неизвестного. Творческая деятельность - это отражение творческого (креативного) мышления, результатом которого является получение общественно значимого нового знания, нового технического решения.
Целью работы является выявление условий развития креативности младших школьников в процессе учебной деятельности.
Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:
Проанализировать методологические и теоретические подходы к исследованию креативности личности в отечественной и зарубежной литературе и выявить особенности ее развития.
На основе теоретического анализа психолого-педагогической литературы раскрыть сущность креативности, ее природу и содержание.
Изучить психолого-педагогическую литературу, раскрывающую проблему развития креативности в процессе обучения;
Провести диагностику уровня развития креативности детей младшего школьного возраста;
Провести анализ результатов исследования и коррекционной работы по развитию креативности.
Объект - креативность, как категория мышления младших школьников.
Предмет - развитие креативности у детей младшего школьного возраста в процессе учебной деятельности.
Гипотеза: если использовать комплекс мероприятий, куда входят: работа учителя на уроке, проведение психологических тренингов на развитие креативности, беседы психолога с родителями, то развивающая работа, направленная на развитие креативности учащихся начальной школы в ходе учебной деятельности будет более эффективной.
Методологической основой исследования являются следующие философские и психолого-педагогические работы:
теоретические и методологические принципы отечественных и зарубежных учёных по проблеме креативности как определяющей личностную характеристику, обуславливающую способность человека к творчеству (Дж. Гилфорд, Э.П. Торренс, М. Воллах, Н. Коган, С. Медник);
теории личностно-ориентированного образования и организации творческой деятельности учащихся (В.И. Андреев, А.Н. Леонтьев, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн, Т.П. Смолькина);
психологической теории развития личности (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубенштейн и др.); теории развивающего обучения (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, А.Н. Леонтьев и др.);
личностно-ориентированного подходов в подготовке учителя (В.И. Андреев, Ю.К. Бабанский, А.Г. Бусыгин, А.Л. Бусыгина, В.А. Сластенин и др.);
исследования в области теорий педагогических технологий (В.П. Беспалько, М.В. Кларин, И.П. Волков, А.М. Матюшкин);
концепции конструирования и моделирования педагогического процесса (Ю.К. Бабанский, П.И. Третьякова, М.Л. Поташник);
современные исследования в компетентностно-ориентированном образовании (И.Г. Бердников, М.В. Кларин, Л.В. Панфилова).
Методы исследования. Для решения поставленных цели, задач и гипотезы исследования использовался комплекс адекватных проблеме исследования методов, включающий теоретический анализ философской, психолого-педагогической литературы по изучаемой проблеме, тестирование, беседа, эксперимент, качественный и количественный анализ эмпирических данных.
В качестве конкретных психодиагностических методик использовались: методика "Завершение картинок" Э.П. Торренса, тест идей, тест опросник на выявление уровня креативности Г. Девиса.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что на основе анализа психолого-педагогической литературы систематизированы подходы к пониманию креативности личности в зарубежной и отечественной психологии и определен основополагающий - системный, позволяющий представить креативность как целостное системное образование в тесной взаимосвязи составляющих его структурных компонентов; теоретически обоснован и эмпирически подтвержден новый взгляд на креативность как сложный психологический феномен, подверженный изменению и развитию посредством включения психологических механизмов рефлексии, саморегуляции и самооценки.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты исследования могут использовать педагогами и психологами в процессе обучения для развития креативности младших школьников.
Экспериментальное исследование проводилось на базе основной средней школы № 24 в период с октября 2012 года по февраль 2013 года.
Дипломная работа включает в себя: введение, две главы, заключение, список используемых источников, приложения.
Во введении раскрывается актуальность выбранной темы, определены предмет объект, цели и задачи исследования, сформулирована гипотеза.
В первой главе раскрываются теоретические основы развития креативности детей младшего школьного возраста, а именно проблема креативности как категории мышления детей младшего школьного возраста в психолого-педагогической литературе, основные особенности развития детей младшего школьного возраста, диагностика и развитие креативности в процессе учебной деятельности у младших школьников Во второй главе представлены результаты исследования креативности младших школьников, описана программа развития креативности младших школьников, представлен количественный и качественный анализ результатов.
В заключении представлены выводы и рекомендации по результатам исследования Список использованных источников представлен 52 источниками.
Прочие статьи:
Определение сформированности творческого воображения младшего школьника
Для определения сформированности творческого воображения младших школьников нами были выделены критерии, рассмотренные Немовым Р.С.:
1. Скорость процессов воображения.
2. Необычность, оригинальность образов.
3. Богатство фантазии.
4. Глубина и проработанность (детализированность) образов.
5. ...
Связь педагогики с другими гуманитарными науками
Педагогика является самостоятельной наукой. Отделившись в свое время от философии, она не утратила тесной связи с другими гуманитарными науками:
1) философией;
2) психологией;
3) школьной гигиеной;
4) социологией;
5) фольклористикой и этнографией.
Философия выполняет важную методологическую ...
Текст в формировании речевых умений и языковых навыков
Текст - объединённая смысловой связью последовательность высказываний, основными свойствами которой являются самостоятельность, целенаправленность, связность и цельность. Самостоятельность текста связана с его ограниченностью в пространстве и времени и принадлежностью одному (в том числе и коллект ...