Учитель спрашивает:
- Из каких двух частей состоит сказка? К какому эпизоду в учебнике есть иллюстрация? К какой части нет картинки?
- Сейчас мы превратимся в волшебных художников и будем рисовать на этом листе бумаги. Кого сначала нарисуем? (лису) Какая она? (рыжая, с пушистым хвостом)
- В какой позе нарисуем лису? Что она делает? (лиса сидит, мордочка опущена, она с аппетитом слизывает кашу с тарелки).
Учитель прикрепляет к листу бумаги изображение лисы и продолжает:
- Что нарисуем возле ее лап? (около лисы стоит тарелка с кашей).
- Какая тарелка? (плоская, глубокая…)
- Видно ли будет на рисунке, что в тарелке? (Нет, не видно).
К «динамической» картине прикрепляется изображение тарелки.
- А кого нарисуем рядом с лисой? (Журавля)
- Какой он? (Серый, стоит на тонких, длинных ногах, клюв большой, хвост темной метелочкой, на голове красная береточка)
- Что делает журавль? (грустно смотрит на лису).
Прикрепляется нарисованный журавль. Дети вспоминают реплики лисы и журавля, и их диалог воспроизводится в виде сцепки у доски. Таким образом, словесное рисование переходит в драматизацию прочитанной сказки.
На следующем этапе обучения устному иллюстрированию используются такие приемы:
1. Выбирается эпизод для иллюстрирования, обсуждается в общих чертах сюжет будущей картины, расположение ее основных элементов, цвет, выполняется карандашный набросок, затем следует словесное описание иллюстрации; дома дети заканчивают ее в красках и карандашах.
2. Дети словами рисуют картинку, а потом сверяют ее с соответствующей иллюстрацией в детской книге или в учебнике по чтению.
На любом этапе обучения словесному рисованию порядок работы ориентировочно будет таким:
1. Выявляется эпизод для словесного рисования.
2. Рисуется место, где происходит событие.
3. Изображаются действующие лица.
4. Добавляются необходимые детали.
5. Раскрашивает контурный рисунок.
Много общего у приемов словесного иллюстрирования и составления диафильма. Но есть у них и отличия. Диафильм – это серия словесных или графических рисунков, порядок которых соответствует последовательности событий в произведении, причем каждый рисунок снабжен титрами (подписями).
Составление диафильма – сложная творческая работа. Поэтому приступать к составлению диафильма лучше после того, как дети овладеют более простыми видами деятельности, представляющими собой упражнения подготовительного характера; побор титров к готовому картинному плану; рисования ряда словесных иллюстраций к уже имеющимся титрам.
Мы предлагаем алгоритм работы по составлению диафильма:
1. Прочитайте текст (или заданный отрывок из него), определите общий характер будущего диафильма (юмористический, грустный, серьезный…).
2. Разделите текст на части (картины, кадры).
3. Выделите в первой части главные предложения (для титров).
4. Представьте себе мысленно картинку к этой части текста.
5. Устно нарисуйте картинку к первому кадру.
6. Графически изобразите кадр (выполнение по желанию, не на уроке).
7. На основании выделенных в тексте предложений сделайте титры к кадру (устно или письменно).
Прочие статьи:
Музыкотерапия как одно из средств коррекционного воздействия на заикающегося
Музыкотерапия - это лекарство, которое слушают. О том, что музыка способна изменить душевное и физическое состояние человека, знали еще в Древней Греции и других странах. Специально подобранная мелодия снимает гнев и досаду, улучшает настроение. При помощи музыки облегчается установление контакта ...
Апробация программы коррекционно-развивающей работы
После выявления основных адаптационных проблем первоклассников нами была разработана и проведена коррекционная работа на исследуемой выборке детей - второй этап эксперимента - формирующий эксперимент.
Занятия проводились в группе, один раз в неделю. Всего было проведено пять занятий в рамках клас ...
Использование педагогической системы А.С. Макаренко в
процессе подготовки будущего учителя
В процессе подготовки будущего учителя, который стремится к высокому уровню педагогического мастерства, важную роль играет яркий жизненный пример педагога, который стал известным благодаря педагогическому совершенству. Конечно, судьбы всех педагогов отечественной и мировой педагогики есть довольно ...