Для других детей всякая ситуация – материал для деятельности воображения.
Когда такого ребенка упрекают за невнимательность на уроке, он не всегда бывает виноват: он старается слушать, а в его голове совершается иная жизнь, возникают образы, может быть, ярче и интереснее, чем то, что рассказывает учитель.
В «Психологии» Немова Р.С. рассмотрена программа учительницы И.Овчинниковой над развитием воображения у детей. Она, например, просила детей представить, что хорошо знакомые им предметы, вещи могут чувствовать, переживать, разговаривать, предлагала школьникам прислушаться к «разговорам» вещей и описать их. Какие же различия в воображении детей она наблюдала? У одних вещи рассказывают от своего имени лишь то, что известно об этой вещи автору сочинения. Так, стол у них рассказывает о том, как он был деревом, котором потом срубили, распилили на доски и т.д. Другим же детям этот стол смог поведать о людях, которые за ним едят, работают, беседуют.
Учащиеся различаются и тем, в какой мере их воображение контролируется сознанием. В зависимости от этого воображение бывает полезным и вредным, ибо может уводить человека от реального мира.
Эти особенности воображения необходимо учитывать. Надо знать не только, как ученик воспринимает материал, но и как этот материал преломляется в его воображении.
Воображение можно тренировать и развивать, как любую сторону психического облика человека.
Развивать воображение можно разными путями, но обязательно в такой деятельности, которая без фантазии не может привести к желаемым результатам. Надо не насиловать воображение, а увлекать его.
Лепить по готовым моделям, срисовывать по образцам, подражать действиям взрослых довольно просто, но такие задания работы воображения не требуют. Куда сложнее научить детей видеть самые привычные вещи с неожиданной, новой стороны, что является необходимым условием творчества.
Л.С. Выготский отмечал, что воображение как основа всякой творческой деятельности одинаково проявляется во всех решительно сторонах культурной жизни, делая возможным художественное, научное и техническое творчество.
Большое значение для развития творческого воображения детей имею различные кружки, например «Погружение в сказку».
Творческое воображение – это способность творить из впечатлений свой собственный, вымышленный мир.
Одним из примеров развития творческого воображения является устное словесное рисование.
Обучение словесному рисованию лучше начать с создания сюжетных картинок. При этом нужно помнить, что словесная картинка статична, на ней герои не двигаются, не разговаривают, они как бы застыли, словно на фотографии, а не действуют как на экране.
В начале работы по словесному рисованию необходима зрительная опора.
На первом этапе обучения словесному рисованию целесообразно использовать постепенно возникающие на глазах у детей картины. При этом после словесного описания учащимися каждый детали рисунка, любо элемента интерьера, действующего лица на демонстрационный лист бумаги последовательно прикрепляется только что устно нарисованная (а учителем заранее – графически) соответствующая картина. Расположение элементов картины обсуждается с детьми. Постепенно создается законченная картина к эпизоду, которая и служит материальной опорой ля возникших в воображении учеников представлений. Приведем пример такой работы, используемый на уроке чтения русской народной сказки «Лиса и журавль».
Прочие статьи:
Значимость изучения темы дисциплины в
процессе подготовки специалистов в учреждениях профессионального образования.
Место темы в учебной программе
Дисциплина «Ревизия и контроль» - одна из профилирующих дисциплин для учащихся специальности 2-25 01 35 «Бухгалтерский учет, анализ и контроль» и является завершающей при изучении специальных дисциплин «Бухгалтерский учет», «Налогообложение», «Статистика», «Экономика предприятия», «Анализ хозяйств ...
Коммуникативность языка и обучение разговорной грамматике
Очень интересной на наш взгляд кажется гипотеза, выдвинутая Мильруд Р.П. что «…естественное устное высказывание отражает «синтаксис мысли», который может быть использован для обучения разговорной грамматике в дополнение к овладению нормативной грамматикой устной и письменной речи».
Обоснование пр ...
Развитие психики и развитие личности. Проблема ведущей деятельности
Проблема развития ребенка становится приоритетной начиная с 30-х годов. Однако общие теоретические аспекты возрастной психологии до сих пор остаются дискуссионными.
В традиционном подходе к этой проблеме не различалось развитие личности и развитие психики. Между тем подобно тому, как личность и п ...